Первым нормативным актом, регулирующим особенности правовой работы, стало «Положение о юрисконсультах», утвержденное ВСНХ СССР 26.06.1925. Указанное положение отграничило административные обязанности от юридических и четко выделило круг обязанностей юрисконсульта: участие в договорной работе, работе с юридически значимыми документами, анализ законодательства, консультации по правовым вопросам и пр. Положение ВСНХ касалось только подведомственных ему предприятий, однако сыграло значительную роль в упорядочении правовой работы в организации и закреплению статуса юрисконсульта как независимого, подчиненного только директору служащего.
Следующим нормативно-правовым актом стало Постановление СНК РСФСР от 30.03.1927 «Об юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и о надзоре за их деятельностью». Оно касалось уже юристов всех предприятий, организаций и ведомств страны. Затем юристы стали зависеть от наркоматов, ведомств, что сыграло на снижении роли юриста.
19.07.1946 приказом МВД СССР № 00706 в составе центрального аппарата МВД СССР была впервые создана юридическая часть как самостоятельное структурное подразделение. Этим же приказом было утверждено Положение о юридической части МВД СССР, на которую возлагались функции по наблюдению за законностью издаваемых правовых актов, в том числе в уголовно-исполнительной системе МВД СССР.
В 70-е годы 20 века юридической службе снова стали уделять повышенное внимание, о чем свидетельствует и увеличение числа юристов, и издание следующих нормативных актов:
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.12.1970 № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», предусматривающее меры по улучшению управления правовой работой.
2. «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения», утвержденное Советом Министров СССР от 22.06.1972 № 467.
3. «Об основных формах и методах работы юридической службы в народном хозяйстве по укреплению государственной, плановой и договорной дисциплины, обеспечению сохранности социалистической собственности и соблюдению законодательства о труде», утвержденное Министерством юстиции СССР от 08.08.1974, в котором основной проблемой для деятельности юридической службы были выделены недооценка и недопонимание ее работы со стороны исполнительных органов.
4. «Методические рекомендации об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате)», утвержденное Министерством юстиции СССР от 17.02.1976.
Перечень задач юридической службы неизменно начинался с указания на необходимость участия в работе по укреплению законности на предприятиях и организациях. Юридические подразделения стали вводить в систему проведения ведомственных проверок, соблюдения хозяйственного и трудового законодательства на соответствующих предприятиях с последующим анализом итогов и применения санкций к нарушителям. Появились отраслевые институты повышения квалификации соответствующих специалистов.
В декабре 1994 года в составе организационно-инспекторского управления ГУИН МВД России был создан юридический отдел для правового обеспечения деятельности главка. В связи с переходом уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации приказом Минюста России от 02.11.1998 № 1170-к на базе юридического отдела было создано Правовое управление ГУИН Минюста России.
В Положении о Правовом управлении были определены основные задачи этого подразделения, среди которых можно выделить базовые: нормотворческая, договорная и претензионная работа, информационно-правовое обеспечение деятельности УИС Минюста России, взаимодействие с федеральными органами государственной власти по правовым вопросам, обеспечение прав человека в учреждениях УИС.
Одновременно создавались юридические службы на местах. В частности, приказом ГУИН Минюста России от 02.08.1999 № 259 «О совершенствовании работы юридических подразделений и порядке проведения договорной работы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» было разработано и утверждено Типовое положение о юридических подразделениях территориальных органов УИС.
В типовом положении было определено, что юридические подразделения (отделы, отделения, группы) территориальных органов уголовно-исполнительной системы создаются в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы в интересах всех входящих в них структурных подразделений и учреждений уголовно-исполнительной, являются самостоятельными структурными подразделениями территориальных органов УИС и подчиняются непосредственно их руководителям. Методическое руководство юридическими подразделениями осуществляет правовое управление ГУИН Минюста России.
Помимо этого, приказом ГУИН Минюста России от 25.06.2001 № 113 «Вопросы правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» были утверждены Концепция правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и ряд других документов, регламентирующих деятельность юридических подразделений УИС.
Также был издан приказ ГУИН Минюста России от 01.10.1999 № 291 «Об организации работы по заключению контрактов с централизованной оплатой поставок товаров, продуктов питания, вещевого довольствия и других материальных ценностей для нужд уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Приказом ФСИН России от 18.08.2005 № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России» были утверждены Положение о Правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний и Административный регламент исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Приказом ФСИН России от 26.12.2008 № 755 в Положение о Правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний были внесены изменения, согласно которым к полномочиям правового управления ФСИН России был отнесен контроль за деятельностью юридических подразделений учреждений и органов ФСИН России;
Впоследствии приказами ФСИН России были утверждены новые Положения о правовом управлении:
от 01.10.2010 № 426;
от 14.07.2014 № 353;
от 21.10.2015 № 969;
от 03.10.2018 № 904.
Учитывая возрастающее значение работы юридических служб в деле правового обеспечения деятельности учреждений и органов УИС приказом ФСИН России от 11.04.2006 № 159 19 июля объявлен Днём юридической службы УИС.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» в связи с образованием Федеральной службы исполнения наказаний приказом ФСИН России от 21.04.2005 № 277 было утверждено штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, согласно которому в правовое управление входили: нормативно-правовой отдел, отдел гражданско-правовой работы и обеспечения судебной защиты, информационно-правовой отдел.
Приказом ФСИН России от 23.05.2007 № 264 был создан отдел по соблюдению прав человека в УИС.
ГУИН Минюста России состояло из четырех отделов: нормативно-правового, договорно-правового, информационно-правового и отдела по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе.
Приказом ФСИН России от 06.04.2009 № 155 «Об утверждении Перечня изменений в штатном расписании Федеральной службы исполнения наказаний» договорно-правовой отдел переименован в отдел гражданско-правовой работы и обеспечения судебной защиты, начальник отдела стал заместителем начальника правового управления. В отделе была вновь организована группа обеспечения размещения государственного заказа в составе трех человек.
Приказом ФСИН России от 19.11.2009 № 457 «Об утверждении штатного расписания Федеральной службы исполнения наказаний» в результате объединения отдела гражданско-правовой работы и судебной защиты с группой обеспечения размещения государственного заказа правового управления ФСИН Росси создан отдел гражданско-правовой работы и обеспечения размещения государственного заказа правового управления ФСИН России.
В апреле 2010 отдел по соблюдению прав человека в УИС переименован в отдел по организации международно-правового обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей правового управления ФСИН России.
Приказом ФСИН России от 07.10.2013 № 547 «О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29 декабря 2012 г. № 667 «Об утверждении штатного расписания Федеральной службы исполнения наказаний» отдел гражданско-правовой работы и обеспечения размещения государственного заказа был упразднен и создан отдел гражданско-правовой работы.
Этим же приказом:
отдел правовой экспертизы и организации нормативно-правовой работы переименован в отдел правовой экспертизы и нормативной работы;
отдел по организации международно-правового обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей переименован в отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС и взаимодействия с институтами гражданского общества;
информационно-правовой отдел упразднен и создан отдел уголовно-исполнительного законодательства, судебно-исковой и претензионной работы;
Приказом ФСИН России от 03.02.2014 № 64 отдел уголовно-исполнительного законодательства, судебно-исковой и претензионной работы упразднен и созданы отдел уголовно-исполнительного законодательства и отдел судебно-исковой и претензионной работы.
Приказом ФСИН России от 16.06.2015 № 532 отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС и взаимодействия с институтами гражданского общества переименован в отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС.
Приказом ФСИН России от 09.04.2018 № 303 «О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 172 «Об утверждении штатного расписания Федеральной службы исполнения наказаний и признании утратившими силу приказов Федеральной службы исполнения наказаний» отдел гражданско-правовой работы упразднен.
Приказом ФСИН России от 14.05.2018 № 398 «О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 172 «Об утверждении штатного расписания Федеральной службы исполнения наказаний и признании утратившими силу приказов Федеральной службы исполнения наказаний» в отделе правовой экспертизы и нормативной работы введена группа правовой экспертизы договорной работы.
Приказом ФСИН России от 10.09.2018 № 856 «О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 172 «Об утверждении штатного расписания Федеральной службы исполнения наказаний и признании утратившими силу приказов Федеральной службы исполнения наказаний» отдел уголовно-исполнительного законодательства упразднен и создан отдел уголовно-исполнительного законодательства, планирования и проведения служебных проверок.
Приказом ФСИН России от 02.04.2020 № 244 "О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 декабря 2018 г. № 1375 "Об организационно-штатных вопросах по Федеральной службе исполнения наказаний" отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС и отдел уголовно-исполнительного законодательства, планирования и проведения служебных проверок упраздняются, а отдел гражданско-правовой работы и служба по соблюдению прав человека в УИС и информационному обеспечению уголовно-исполнительного законодательства создаются вновь.
Приказом ФСИН России от 25.08.2021 № 733 "О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 15 марта 2021 г. № 164 "Об организационно-штатных вопросах по Федеральной службе исполнения наказаний" отдел гражданско-правовой работы, отдел судебно-исковой и претензионной работы и служба по соблюдению прав человека в УИС и информационному обеспечению применения уголовно-исполнительного законодательства упразднены и созданы отдел гражданско-правовой, судебно-исковой и претензионной работы, информационно-правовой отдел и служба по соблюдению прав человека УИС.
Правовое управление ФСИН России осуществляет контроль, координацию и методическое руководство деятельности следующих структурных подразделений федерального казенного учреждения «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний»: