Контактные телефоны:
(495) 983-97-02, (495) 983-97-42
Общие сведения
Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России (далее - Управление) обеспечивает исполнение требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении к труду осужденных к наказанию в виде лишения свободы, организации их среднего профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), привитии им трудовых навыков, позитивной мотивации к труду и создании условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, а также реализует полномочия ФСИН России по осуществлению разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы.
В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, ФСИН России, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работа Управления осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего Управления за состояние дел на порученном участке.
Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.
Подразделения Федеральной службы исполнения наказаний, расположенные в большинстве субъектов Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства.
В период 2006-2010 годов проведено реформирование промышленного сектора УИС, основная цель которого - переориентация его деятельности в первую очередь на решение социальных задач, связанных с адаптацией человека к нормальной жизни после освобождения из мест лишения свободы.
В ходе реформирования предприятия исправительных учреждений реорганизованы в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционируют 569 центров трудовой адаптации осужденных, 21 учебно-производственных и 54 лечебно-производственных мастерских.
Основными задачами данных структурных подразделений являются:
организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду;
создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в его результатах;
восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации
в обществе.
Выполнение поставленных задач позволит обеспечить исполнение осужденным приговора суда, в части возмещения причиненного морального и материального ущерба гражданам, пострадавшим от его преступного деяния.
Исправительные учреждения ФСИН России обладают значительными трудовыми ресурсами. Осужденные трудятся на производственных объектах подразделений уголовно-исполнительной системы и их партнеров. Ежегодно исправительными учреждениями производится продукции, выполняется работ и оказывается услуг в объеме более 32 млрд. рублей.
Значительная часть выпускаемой продукции поставляется исправительными учреждениями для собственных нужд, а также по заказам силовых министерств и ведомств.
Важнейшей составляющей процесса трудовой адаптации осужденных является система среднего профессионального образования. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе созданы и функционируют 307 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 399 их структурных подразделений, в которых ежегодно проходит обучение более 100 тыс. осужденных.
Ряд подразделений ФСИН России являются единственными в стране изготовителями отдельных наименований сертифицированных изделий машиностроения и электротехнической продукции, либо занимают доминирующее положение в соответствующих отраслях промышленности (трубопроводная арматура, тягодутьевые машины, высоковольтные предохранители и разъединители, понижающие и измерительные трансформаторы, экранирующая плетенка).
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе созданы специализированные производственные мощности по выпуску:
оборудования для приготовления и транспортировки пищи;
металлоизделий, в том числе зданий сборно-разборных, металлической тары и инструмента;
вентиляционного, подъемно-транспортного, аварийно-спасательного и пожарного оборудования;
строительных материалов и электротехнической продукции;
изделий деревообработки, корпусной и мягкой мебели;
форменной и специальной одежды и обуви, металлофурнитуры.
На протяжении длительного периода времени подразделения уголовно-исполнительной системы России являются надежными партнерами и поставщиками продукции для государственных и коммерческих потребителей.
Основные задачи управления:
организация привлечения осужденных к лишению свободы к труду и создание условий для их материальной заинтересованности в результатах труда;
организация среднего профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы с учетом потребностей учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
осуществление мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы подразделений трудовой адаптации осужденных территориальных органов ФСИН России и образовательных организаций среднего профессионального образования, находящихся в ведении ФСИН России, повышению эффективности использования производственного оборудования и техники учреждений и органов УИС, их модернизации и обновления;
организация работы по использованию в деятельности по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы и производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений прогрессивных научно-технических разработок и технологий;
организация работы по использованию новых форм и методик профессионального обучения осужденных к лишению свободы, повышению технического уровня и качества выполняемых работ и продукции, внедрению передового опыта;
обеспечение единства требований в вопросах ведений надзорной и инспекторской деятельности в области промышленной безопасности;
осуществление контроля при рассмотрении территориальными органами ФСИН России предложений юридических лиц любых организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и (или) поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями;
организация контроля за участием производственного персонала исправительных учреждений в надзоре за осужденными в местах их работ, выполнение сотрудниками, федеральными государственными служащими и осужденными требований режима и противопожарной безопасности на производственных объектах.
Структура управления:
- отдел организации производственной деятельности и трудозанятости осужденных;
- отдел маркетинга и сбыта продукции;
- планово-аналитический отдел;
- технический отдел;
- инспекция технического надзора.
Информация о деятельности управления
Управление организует:
подготовку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и деятельности системы среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы;
подготовку предложений по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений трудовой адаптации осужденных, кустовых инспекций технического надзора, а также образовательных организаций ФСИН России;
определение объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечение образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях ФСИН России;
распределение по территориальным органам ФСИН России бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечение деятельности образовательных организаций ФСИН России, а также обеспечение природоохранной деятельности и проведение специальной оценки условий труда;
рассмотрение заявок территориальных органов ФСИН России на выделение бюджетных ассигнований для реализации мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечения учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России;
сбор, анализ информации о состоянии активной части основных производственных фондов УИС, производственных мощностей подразделений УИС, а также о результатах работы по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест осужденных на производственных объектах УИС, обеспечению безопасности условий труда;
разработку, принятие мер и контроль за результатами их реализации в отношении освоения новой продукции, технического развития производства, обеспечение соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям технической документации, разработку предложений по модернизации, наращиванию и повышению эффективности их использования;
работу территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, по технической подготовке производства, разработке технической и технологической документации, унификации, сертификации и стандартизации выпускаемой продукции;
работу территориальных органов ФСИН России по производству продукции, в том числе внутрисистемного назначения;
согласование рассмотренных территориальными органами ФСИН России предложений юридических лиц любых организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и (или) поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями;
разработку и внедрение нормативов расходования материальных, трудовых ресурсов, с учетом рабочих мест для осужденных к лишению свободы, предложений по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы инвалидов и ограниченно годных к труду;
работу исправительных учреждений по обеспечению качества продукции (работ, услуг), экологических требований к производству;
согласование приобретения для нужд территориальных органов ФСИН России транспортных средств, средств механизации за счет средств дополнительного бюджетного финансирования, связанного с привлечением осужденных к лишению свободы к труду.
Управление принимает участие:
в работе коллегий, конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятиях по рассмотрению вопросов, входящих в компетенцию Управления;
в проведении инспекторских, контрольных и иных проверок деятельности территориальных органов ФСИН России, а также в установленном Ростехнадзором порядке в расследовании аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов;
в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
в подготовке материалов для руководства ФСИН России по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
в рассмотрении, поступающих в Управление предложений, заявлений, жалоб граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и обеспечении контроля за своевременностью их рассмотрения;
в согласовании штатной численности подразделений трудовой адаптации осужденных исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России и профессиональных образовательных учреждений ФСИН России;
в разработке проектов нормативных актов Минюста России, актов ФСИН России, информационных и методологических материалов по вопросам проведения реформирования промышленного сектора УИС, иным вопросам, связанным с деятельностью подразделений трудовой адаптации осужденных, системы среднего профессионального обучения осужденных к лишению свободы, методических материалов, рекомендаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления, а также технологических решений по изучению и внедрению передового опыта, наиболее эффективных форм и методов организации трудовой адаптации осужденных к лишению свободы;
в подготовке и согласовании выпуска и поставки продукции для обеспечения внутрисистемных нужд, а также нормативно-технической и конструкторской документации на новые виды изделий для государственных и внутрисистемных нужд, ведомственных норм расхода сырья и материалов, необходимых для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг);
в формировании сметы УИС по реализации мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям хозяйственной деятельности УИС, обеспечении образовательного процесса профессиональных образовательных организаций ФСИН России;
в подготовке исправительными учреждениями мероприятий и программ по разработке и освоению производства изделий для государственных и внутрисистемных нужд;
в подготовке и проведении всероссийских отраслевых ярмарок и международных выставок;
в оказании методической помощи территориальным органам ФСИН России в развитии маркетинговой и сбытовой деятельности, направленной на изыскание новых рынков сбыта и снижения остатков готовой продукции, в организации рекламных кампаний продукции, производимой подразделениями территориальных органов ФСИН России.
За организацию участия в международных и федеральных выставках-ярмарках ФСИН России и Управление неоднократно награждались медалями, дипломами и грамотами.
Мероприятия по организации трудовой терапии осужденных инвалидов, содержащихся в исправительных учреждениях
Во исполнение Плана разработки правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ФСИН России подготовлено распоряжение от 30.09.2015 № 128-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Дорожная карта ФСИН России).
Дорожная карта ФСИН России носит комплексный характер и содержит таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний и перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний.
Управлением принимаются меры по выполнению территориальными органами ФСИН России показателей Дорожной карты ФСИН России, в части касающейся обучения и трудовой терапии осужденных инвалидов.
Так, по результатам работы за 2017 год в подразделениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 19,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе III группы – 10,8 тыс. человек, II группы – 7,8 тыс. человек, I группы – 0,5 тыс. человек.
В целях осуществления трудовой терапии в 2017 году было трудоустроено 2,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе 0,5 тыс. человек, имеющих I и II группы. Основную долю трудоустроенных инвалидов составили соответственно осужденные с III группой – 1,6 тыс. человек.
Осужденные-инвалиды, в основном, трудоустроены на участках по изготовлению швейной продукции, изделий народного творчества (сувенирной продукции), а также на должностях по хозяйственному обслуживанию учреждений.