Релакс за решеткой

Релакс за решеткой
15.02.2011

Ольга Кондрева, Казань

Опубликовано на сайте rg.ru 14 февраля 2011 г. 

В казанской исправительной колонии №18 строгого режима очередное пополнение. За год здесь почти полностью поменялся весь спецконтингент. После объявленной в рамках реформы уголовно-исполнительной системы сепарации осужденных здесь не осталось криминальных авторитетов. Теперь в ИК-18 отбывают наказание лишь те, кто лишился свободы впервые.

В отделении под названием "карантин" чисто, как в больнице. Новички проводят тут первые две недели. За это время они не только проходят полное медицинское обследование, но и знакомятся с психологом, который, к слову, в каждом исправительном учреждении республики не один.

- Кому это нужно? Мы взрослые люди, нам бы поскорей в отряд, - говорит один из осужденных казанцев.

Присутствующие при этом его товарищи по несчастью одобрительно закивали головами. Только выбора у них все равно нет. Психологическая диагностика строго обязательна для всех вновь прибывших в ИК.

Во-первых, это возможность выявить лиц с психическими отклонениями. Во-вторых, профилактика возможных правонарушений. По словам воспитателей колонии, психологический портрет осужденного помогает спрогнозировать его поведение в неволе. Результаты такой диагностики учитываются при распределении новичков по отрядам и при назначении их на должности: далеко не каждый может быть причислен к обслуживающему персоналу.

Иное дело психологическая помощь. От нее здесь вправе отказаться любой. И, к слову, каждый четвертый осужденный так и делает. Но есть и такие, кто с удовольствием посещают психолога.

- Хочется почувствовать себя в другой обстановке, - признается осужденный из отряда №7 Сергей Фисхан. - Это помогает расслабиться и забыть о тех проблемах, которые нас сюда привели.

В комнате психологической разгрузки и впрямь уютно, как дома. На полу ковер, на завешенных тюлем окнах цветы, мягкая мебель, умиротворяющая музыка и даже телевизор. Для осужденных это как глоток чистого воздуха, навевающего воспоминания о воле. Кстати, именно ради этого многие и соглашаются поработать над собой.

По словам начальника психологической службы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Татарстану Хании Мустафиной, методы воздействия на осужденных, которые используют психологи, различны. У каждой лаборатории своей конек. К примеру, в ИК-10 прижилась арттерапия, в ИК-5 для психокоррекции осужденных применяется поэтический релакс. В колонии №18 - так называемая гуманистическая терапия.

- Сейчас сами все увидите, - улыбается начальник базовой психологической лаборатории ИК-18 Ирина Ярчевская.

Роль осужденных предложено сыграть журналистам. Нехотя надеваем на себя черные, абсолютно новые, но тем не менее тюремные робы. Это срабатывает: уже через минуту невольно начинаем вести себя, как загнанные в угол преступники. Даже просьба поднять руку и сказать "привет" вызывает внутренний протест. Какой уж тут "обмен теплом", к которому призывает психолог. Мы вжились в роль: "Такое чувство, что те, кто сидят по бокам, давят на меня!" "Не хочу ни с кем здороваться, что всем от меня надо?"

Зато сколько вариантов ответа на простой вопрос "кто ты?"! Тут что не "осужденный", то добрейший души человек, а то и вовсе звезда. Ирине к такому не привыкать. За десять лет работы в уголовно-исполнительной системе бывало и круче. К примеру, как-то в начале занятия один из осужденных зашелся истерическим хохотом. Впервые за долгие, проведенные в неволе годы, увидел женщину - захлестнули эмоции… В нашем случае обошлось без крайностей. Но на правильный ответ даже журналисты оказались неспособны.

- Я - это я, другого такого человека в мире нет, - вот чего добивалась от нас Ирина! Проделав с нами еще несколько нехитрых упражнений, она предлагает лжеосужденным написать письмо самому дорогому и близкому человеку - то есть… самому себе. И даже дает нам задание "на дом". Понятно, что за несколько минут общения ощутить терапевтический эффект мы не успели даже понарошку. Но что-то было во всех этих разговорах такое, что заставило призадуматься.

А еще нас как бы между делом научили отгораживаться от других - мысленно ставить барьер с помощью воображаемого зеркала. (Для впервые оказавшихся за решеткой и непривыкших к постоянному наблюдению это необходимо.) А главное - объяснили, что, оказавшись в неволе, важно принять ситуацию.

- Самое сложное для тех, кто впервые оказался в колонии, это адаптация, - утверждает Ирина. - Представление, которое дают о местах лишения свободы кинофильмы и книги, в большинстве случаев не соответствует действительности. Первые два месяца осужденные пребывают в шоке. Мы помогаем им привыкнуть к новым условиям, побуждаем их взять на себя ответственность за содеянное ими преступление.

В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Татарстану на психологов (их в штате уже 65, причем сорок из них работают исключительно со спецконтингентом) возлагают особую надежду. Говорят, что без их помощи о перевоспитании осужденных, на которое направлена реформа уголовно-исполнительной системы, не может быть и речи. Тем более что многолетняя практика показала: наказание в виде лишения свободы не дает гарантии на исправление осужденных. Почти каждый второй из находившихся в исправительных учреждениях республики в предыдущие годы попал за решетку повторно.

Источник

Возврат к списку

Поделиться:
Дата последнего обновления: 02.03.2011 21:06
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе