Владислав Куликов
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5405 (29) от 11 февраля 2011 г.
Эта статья является комментарием к:
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Сегодня "Российская газета" публикует закон, который вводит обязательный медосмотр арестантов перед карцером.
Соответствующие изменения внесены в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса. Теперь если самочувствие не позволяет арестанту сидеть в одиночке, держать его там нельзя.
В соответствии с новым порядком перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится после проведения медосмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья.
Определение порядка осмотра и выдачи заключения возложено на руководство подразделений ФСИН по согласованию с органами здравоохранения.
Как сообщил ранее заместитель главы минюста Дмитрий Костенников, сейчас в уголовно-исполнительной системе содержится около 827 тысяч заключенных, включая тех, кто находится в следственных изоляторах.
- Что касается лиц, к которым применяется мера взыскания (которых помещают в более жесткие условия содержания), - это порядка 260 тысяч человек в год, - сказал он. - По отношению к этой категории и предполагается, что при рассмотрении вопроса о назначении данного взыскания будет производиться медицинский осмотр, и врач должен будет подготовить заключение, может заключенный содержаться в более жестких условиях или не может.
Не секрет, что здоровье заключенных попало под особое внимание после двух резонансных смертей в столичных следственных изоляторах. После этого был принят закон, запрещающий арест тяжелобольных людей. А если человеку стало плохо в сизо и он на грани жизни и смерти, ему также надо изменить меру пресечения. Однако проблемы со здоровьем могут возникнуть и у осужденных в колониях. Неволя по определению вредна для здоровья.
Как сообщает тюремное ведомство, в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится много людей, страдающих различными заболеваниями, в частности, более 3,5 тысячи страдают сахарным диабетом, более 15 тысяч человек - ишемической болезнью сердца, более 20 тысяч - язвой. Даже если они что-то нарушают, гражданин начальник обязан обращать внимание на состояние здоровья, решая, не выписать ли человеку "штрафную". Штрафную камеру, естественно.
Также сейчас тюремное ведомство готовит реформу тюремной медицины. В двух регионах проходит эксперимент, когда медчасти напрямую подчинены центру. Предполагается, что это позволит врачам тверже отстаивать свое особое мнение перед местными начальниками.
Строже стал спрос и с докторов. Например, в Красноярске недавно возбуждено уголовное дело по факту смерти осужденной Людмилы Грошевой в одной из колоний-поселений ГУ ФСИН по Красноярскому краю. Следствие подозревает, что врачи не до конца выполнили свой долг.
- По предварительной версии следствия, 6 июня 2010 года в колонию-поселение, расположенную в Нижнеингашском районе, поступила 49-летняя осужденная Л.Грошева, которая через восемь дней скончалась, - сообщает пресс-служба следственного управления СК России по Красноярскому краю.
После медицинских исследований стало ясно, что больная нуждалась в срочном оперативном вмешательстве.
- В то же время тактика ведения больной в условиях медицинских учреждений ГУФСИН по Красноярскому краю не соответствовала тяжести ее состояния, устранению имеющейся у нее патологии и носила характер симптоматической терапии, - отмечает пресс-служба.
Следствием усматривается причинно-следственная связь между действиями (бездействием) врачей в условиях лечебных учреждений в местах не столь отдаленных и наступлением смерти осужденной. Теперь следствие будет разбираться, виноват ли кто-то в смерти осужденной.