Для заключенных открыты интернет - магазин и солярий.
О том, как отражается реформирование уголовно-исполнительной системы на численности заключенных московских СИЗО, как меняется отношение к медицинскому обеспечению заключенных под стражу рассказал начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний /ФСИН/ России по Москве Виктор Дежуров в интервью корр. ИТАР-ТАССАлександру Шашкову.
- Виктор Алексеевич, минувший год ознаменовался началом изменений в уголовно-исполнительной системе и особое внимание уделялось вопросам обоснованности заключения под стражу. Изменилось ли число лиц, содержащихся в московских СИЗО?
- Говорить о серьезном изменении пока не приходится, но уже прослеживается тенденция в снижении числа лиц, заключенных под стражу. Если на конец 2008 года в московских СИЗО было порядка 8900 человек, на конец 2009 года - 8600, то на сегодняшний день - 8100
- За что чаще всего в Москве заключают под стражу и каково соотношение москвичей и приезжих?
- Чаще всего люди попадают в СИЗО по обвинению в убийстве или причинении тяжкого вреда здоровью, приведшего к смерти потерпевшего, многие идут за насильственные половые преступления, кражи, мошенничество, в том числе в особо крупных размерах, растрату /это чаще всего должностные лица/, за грабежи, разбой и за преступления, связанные с наркотиками. Это основной спектр. Хотя встречаются все составы УК РФ.
Если говорить о соотношении москвичей и немосквичей, то примерно треть заключенных под стражу - это москвичи и жители Московской области, одна треть - иностранцы, причем как из ближнего, так и дальнего зарубежья, и еще одна треть - это жители других регионов России. Примерно такая пропорция и она стабильная.
- В прошлом году ФСИН России провела масштабную работу, чтобы обеспечить раздельное содержание лиц, впервые привлекаемых к ответственности, от тех, у кого уже была судимость. Как в Москве идет этот процесс?
- Мы выполняем это требование на 100 процентов. В рамках изолятора мы делим впервые привлекаемых к уголовной ответственности и неоднократно судимых по разным этажам. Где можно, там разделение осуществляется по корпусам. Так, в четвертом изоляторе /в Медведково/ один корпус предназначен для впервые осужденных или привлекаемых к ответственности, второй - для тех, кто уже отбывал наказание. Это идеальный вариант.
У нас была мысль сделать отдельный изолятор для впервые привлекаемых к ответственности. Но когда мы провели анализ, поняли, что у нас по численности не получится сделать отдельное СИЗО. Их /попадающих в СИЗО впервые/ слишком много для одного изолятора - более 4 тысяч человек. У нас нет такого большого изолятора, который бы вместил всех. Мы от этой мысли совсем не отказались, но реализовать её пока не представляется возможным.
- Сколько в целом за год проходит через московские СИЗО?
- Около 30 тысяч в среднем ежегодно. И снижение здесь не очень заметно.
- В середине года Генеральная прокуратура внесла представление по итогам проверки в знаменитой "Бутырке". Там изменилась ситуация?
- Перед самым Новым годом мы посетили Бутырку вместе с прокурором Москвы. Он был удовлетворен тем, что увидел, так как делается там очень многое. Проводится ремонт, в соответствие с нормативами и камерная площадь на одного заключенного, в ряде камер убираются лишние спальные места, чтобы метраж соответствовал количеству лиц, находящихся в камере. Многие недостатки устранены. Устраняется и один из недостатков, о котором указывалось в представлении - карцерные помещения в Бутырке находились в подвальном помещении. Сейчас принято решение перевести их в другой блок СИЗО - после капитального ремонта карцерные помещения будут переведены из подвалов на второй этаж. Там нормальные условия, будет проведен полный ремонт, начиная от проводки, замены труб, сантехники, заканчивая установкой пластиковых окон. И условия в карцере будут соответствовать не только нашим нормативам, но и международным стандартам.
- Кто-то из заключенных жаловался на недостаток прогулки.
- Согласно правилам внутреннего распорядка изоляторов все подозреваемые и обвиняемые выводятся на прогулку. А освобождение от прогулки дается только медицинским работником.
- Требует ли здание Бутырки ремонта?
- Оно постоянно его требует, как и любое здание СИЗО.
- Насколько удается выявлять попытки проноса запрещенных предметов?
- Немного снизилось количество изымаемых мобильных телефонов, но наркотических веществ стало больше. Если в 2009 году всего было изъято 159 грамм наркотических средств, то в 2010 году почти 2 килограмма - 1843 грамма. Это беда. Основной канал проноса - через комнату передач, продуктовые передачи, личные вещи. Что только не придумывают - например, пропитывают наркотическими веществами полотенца, вещи, туалетную бумагу.
Часто запрещенные предметы, в том числе наркотики, проносят адвокаты. В 2010 году после свиданий с адвокатами у заключенных было изъято 29 телефонов, адвокаты пытались передать 29 гр наркотических средств. За год возбуждено 18 уголовных дел в отношении граждан, которые передавали посылки с наркотиками. Годом ранее таких дел было меньше.
Рост обусловлен тем, что наркозависимых в СИЗО стало больше. Кроме того, более жестким стал и контроль со стороны сотрудников СИЗО. К примеру, в Бутырке установлена рентгеновская установка как в аэропортах, чтобы при поступлении заключенного можно было быстро проверить его и его вещи. Она выявляет среди вещей технические устройства, мобильные телефоны, зарядные устройства, гарнитуры и наушники и моментально их распознает. Такая установка есть также в СИЗО "Матросская тишина", вскоре появится в четвертом СИЗО, а в перспективе - во всех семи московских СИЗО.
В 2010 году в передачах от родственников было изъято 29 телефонов и 79 сим-карт.
В минувшем году за передачу запрещенных предметов был задержан 21 сотрудник УФСИН. Возбуждено четыре уголовных дела в отношении наших сотрудников. С таким явлением мы боремся всеми возможными способами.
В отношении адвокатов, которые пытаются пронести и передать запрещенные предметы, мы отправляем материалы в адвокатскую палату и их лишают лицензий.
- Чем закончилась история с отравлением наркотиками в августе пятерых заключенных в больнице Бутырки, один из которых скончался?
- Возбуждены два уголовных дела - одно о незаконной передаче наркотиков - в отношении женщины, передавшей наркотическое средство, вшитое в шов полотенца, и одно - о халатности - в отношении нашей сотрудницы, которая не выявила передаваемый наркотик. К дисциплинарной ответственности привлечены семь человек.
- В 2009 году из московских СИЗО было совершено два побега. Как прошел 2010 год?
- К большому сожалению, избежать побегов не удалось. Два резонансных побега были совершены из Бутырки с разницей в месяц. 22 марта сбежал гражданин Белоруссии, заключенный Виталий Островский, который преодолел ограждение, воспользовавшись своей хорошей физической подготовкой альпиниста. Он задержан. Второй побег был совершен 23 апреля. Заключенный, гражданин России Василий Локалев, выбрался из камеры, взобрался по вентиляции на крышу, перепрыгнул на крышу соседнего здания и ушел. Он был задержан в Москве на следующий день. По итогам этих происшествий были приняты жесточайшие меры. В общей сложности после двух побегов были уволены 10 сотрудников и 30 были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
- В 2009 году в московских СИЗО произошло несколько получивших широкий общественный резонанс смертей заключенных. Тогда был поднят вопрос о качестве медобслуживания лиц, содержащихся под стражей. Более того, на днях президент России подписал закон, который позволяет изменять меру пресечения заключенным, страдающим тяжкими заболеваниями.Произошли ли изменения и в самой системе медобеспечения?
- Основное направление - это укомплектование медицинского состава СИЗО. У нас был большой некомплект медиков. Сейчас эта проблема практически решена. Четыре СИЗО - второй /Бутырка/, третий /на Пресне/, четвертый /Медведково/ и пятый /на Водном стадионе/ - медицинским персоналом укомплектованы полностью, в остальных значительно уменьшен недокомплект врачей и медперсонала. Чуть похуже ситуация в первом изоляторе /"Матросская тишина/, но поскольку там расположена больница, естественно, требуется большее количество медперсонала.
Что касается этих случаев, то я не буду говорить, что это целиком была вина медиков. По большому счету не установлено и не доказано, что это была их вина. Медики делают все возможное и невозможное, чтобы оказывать помощь. И мы в этом направлении работаем - закупается и устанавливается новое оборудование, в том числе и томограф, в большинстве изоляторов есть аппараты УЗИ.
При поступлении в СИЗО человек проходит обязательное медобследование. И если у него есть тяжелые заболевания, информация передается в следственные органы /обращавшиеся в суд с ходатайство о заключении под стражу/. За 2010 год мы подавали около 40 ходатайств следователям об изменении меры пресечения заключенным по состоянию здоровья, в результате из-под стражи освободили 8 человек. Это не так много, но первый шаг сделан. Раньше такого не было. И следователи по нашим обращениям меняют меру пресечения. Подход изменился, следователи иной раз сами просят, чтобы человека обследовали, чтобы выяснить его состояние здоровья.
- Используются ли возможности гражданской медицины?
- Разумеется. Каждый месяц мы направляем по 12-15 человек из изоляторов в городские больницы либо для консультации, либо для оказания экстренной помощи. Иногда - до 20 человек в месяц. У нас есть соглашение с Департаментом здравоохранения Москвы. И никаких отказов в оказании помощи не было. Болезни бывают самые разные - аппендициты, инфаркты, туберкулез в последней стадии.
- У многих выявляют болезни при поступлении в СИЗО?
- За 2010 год при поступлении выявлено 154 человека с активной формой туберкулеза, в 2009 году - 189. Выявлено 335 ВИЧ-инфицированных /в 2009 - 363/, с наркотической зависимостью - 450 /в 2009 - 418/.
Показатель смертности в московских СИЗО - 8,2 человека на 1000 человек. При этом у нас уровень смертности ниже среднероссийского показателя - 14,2 человека на тысячу жителей, а в Москве - 11,4 человека на 1000 жителей. Во время природных пожаров и задымления в Москве уровень смертности как в столице, так и в других городах значительно повысился, но в СИЗО увеличения смертности не было.
- Год назад был введен новый вид наказания - ограничение свободы. Много ли в Москве смогли "примерить" его на себя?
- На сегодня у нас на учете 16 человек, которым назначен такой вид наказания. В большинстве - это мужчины, только один несовершеннолетний. О результатах говорить пока рано, потому что пока не с чем сравнивать. Но думаю, что перспектива у этого вида наказания есть.
- А сколько всего на учете уголовно-исполнительных инспекций в Москве лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы?
- Всего за год на учетах состояло 29 тысяч человек. Сейчас на учете 16 тысяч 523 человека, из них 261 несовершеннолетний. В 2009 году на учете состояло 18 тысяч лиц. Как правило, 94 проц - это осужденные условно. Примерно 3 процента - приговоренные к исправительным работам, меньше одного процента - к обязательным, 3,4 проц - к запрету заниматься определенными видами деятельности. Для контроля за ними в 2010 году наши сотрудники совершили более 22 тыс выездов по месту жительства и более 2 тысяч выездов по месту работы.
- Появятся ли в Москве "электронные браслеты" для контроля за осужденными?
- Я думаю, появятся. В Самарской области уже налажен выпуск "электронных браслетов" отечественного производства. Если нам выделят партию таких браслетов, мы будем их использовать. Я думаю, что в Москве они себя оправдают. Браслеты - это хорошая, полезная вещь в организации надзора.
- Какие планы у столичного управления на 2011 год?
- Упор будет сделан на внедрение технических средств, прежде всего, охраны и надзора. Сейчас мы активно внедряем системы видеонаблюдение. В Бутырке увеличили количество видеокамер, ввели дополнительно должности видеооператоров, каждую смену заступают три человека, которые занимаются только видеонаблюдением. Это направление мы будем развивать и дальше, чтобы исключить влияние человеческого фактора, как произошло при этих побегах, когда часовые не проявили бдительность.
- Сколько времени может потребоваться, чтобы оснастить все изоляторы системами видеонаблюдения?
- Для этого нужно серьезное финансирование. ФСИН уделяет этому большое внимание. Трудно сказать, когда это будет. Но эта работа ведется.
- В прошлом году московское управление открыло свой Интернет-сайт. Какие возможности он дает?
- Да, он открыт по адресу www.ufsinmsk.ru . В первую очередь на нем размещена вся необходимая информация - телефон доверия, график работы, время приема передач, подробно говорится, что можно передавать, что нельзя, есть раздел "розыск", есть информация для наших сотрудников. На нем уже открыты странички трех московских СИЗО, в том числе "Бутырки" и "Матросской тишины", а в перспективе они будут у каждого из 7 московских изоляторов.
Ну а самое главное, - мы открыли Интернет-магазин для лиц, содержащихся под стражей. Кстати, он пользуется большой популярностью - через него родственники заказывают большие объемы товаров. Они заходят на сайт, делают из предложенного выбора заказ и оплачивают его. Наш сотрудник потом его комплектует и в течение трех дней приносит в камеру. В сутки через Интернет-магазин поступает 180 заказов, за полгода через Интернет-магазин сделано уже 14 тысяч заказов.
- Расскажите, пожалуйста, зачем все-таки установили солярий в Бутырке?
- Пока не установили, его установят в первом квартале этого года, помещение уже готово. Дело в том, что в Бутырке расширяется перечень услуг, оказываемых содержащимся там людям, в том числе и в сфере медицинского обслуживания. Руководство СИЗО решило, что человеку в камере недостаточно солнечного света, поэтому решили предложить такую процедуру. Она будет абсолютно недорогой - 10 рублей минута. И если есть желающие, пусть придет и немного подзагорит. Я думаю, ничего в этом плохого нет.
Кроме того, в Бутырке есть и спортивный зал, поставили тренажеры. Это не запрещено. Для человека это разгрузка, которая идет только на пользу. К тому же расширяется и наша внебюджетная деятельность. Чем больше услуг, тем больше объем внебюджетных денег, которые потом пойдут на тот же ремонт здания, на создание нормальных условий для тех, кто там содержится.