Александровская центральная каторжная тюрьма. Каменное здание кухни-пекарни, построенное ссыльнокаторжными в конце XIX столетия. Начало XX века. Из фондов Государственного центрального музея современной истории России.
Александровский централ – одна из центральных каторжных тюрем в дореволюционной России, учрежденная в 1873 году в селе Александровском Иркутской губернии на территории бывшего Александровского винокуренного завода. До 1906 года в Александровской тюрьме находились преступники, сосланные в каторжные работы, преимущественно по уголовным статьям. После событий Первой русской революции 1905-1907 годов в тюрьме появились политические арестанты.
В центре фотографии – младший надзиратель с одной медной вызолоченной гомбочкой на плечевых шнурах, с револьвером системы Смита-Вессона, носимого в кабуре из черной юфтовой кожи и на шерстяном шейном шнуре темно-синего цвета. На шнуре (ближе к ремню) – костяной или роговой свисток на петле. Для ношения револьвера в кабуре и патронташа – поясной ремень из черной юфтовой кожи с медной пряжкой с начальными буквами названия тюрьмы. На груди – медная бляха с наименованием места службы.
В качестве головного убора – папаха, согласно установленному правилу: «В губерниях Пермской, Вятской, Вологодской, Олонецкой и Архангельской, в местностях Сибири взамен шапок положены папахи (срок службы 3 года) по одинаковому образцу с установленным для расположенных в Сибири армейских пехотных частей». Подмышкой – рукавицы из овчины. На ногах – удлиненные валенки.
Слева от младшего надзирателя – повар-арестант, на плече которого расположился, очевидно, любимец присутствующих – кот породы сибирская кошка.
Александровская центральная каторжная тюрьма. Каменное здание кухни-пекарни, построенное ссыльнокаторжными в конце XIX столетия. Начало XX века. Из фондов Государственного центрального музея современной истории России.
На фотографии – младшие надзиратели и арестанты на кухне-пекарне с деревянными кадками для теста. Кадки из липы практически никогда не мыли, а просто соскребали, чтобы в них всегда присутствовали остатки квашеного теста для следующего замеса.
Тяжелых каторжных работ в Александровской тюрьме не применялось, так как поблизости не располагались заводы и промыслы, на которых можно было бы использовать подобный каторжный труд.
Оплачиваемые хозяйственные работы в тюрьме с численностью арестантов более 2 тысяч человек выполнялись ссыльнокаторжными-поварами, хлеборезами, квасниками, банщиками, прачками, истопниками, ламповщиками, ремонтниками, уборщиками и служителями при конторе, коридорах, умывальниках, колодце и мастерских.
Цветные реконструкции выполнены сотрудниками пресс-бюро Управления делами ФСИН России.