Конкурс организован Всероссийским общественным движением наставников детей и молодежи «Наставники России» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Финальный этап конкурса проходил в Москве с 20 по 22 декабря. В число победителей конкурса вошли проекты по наставничеству, реализуемые в Ангарской, Канской и Брянской воспитательных колониях и направленные на ресоциализацию осужденных подростков.
Всего на конкурс поступило 725 заявок от образовательных учреждений, НКО, специальных учебно-воспитательных учреждений, структурных подразделений ФСИН России. В финал вышли 200 организаций, в том числе три воспитательные колонии для осужденных подростков – Ангарская, Канская и Брянская.
Финальный этап Всероссийского конкурса «Делай, как я!» проходил в Москве с 20 по 22 декабря. В рамках финальных мероприятий конкурсанты принимали участие в мастер-классах, тематических сессиях, встречах с лидерами общественного мнения, круглых столах, панельных дискуссиях по обмену опытом педагогического сопровождения подростков, проявляющих девиантное поведение. Экспертной комиссии предстояло выбрать самые лучшие и социально значимые конкурсные работы.
Церемония награждения победителей состоялась 22 декабря на ВДНХ в павильоне «Россия – моя история».
В число победителей вошли и уникальные проекты, реализуемые в воспитательных колониях и направленные на ресоциализацию подростков, осужденных к лишению свободы, а также на профилактику асоциального поведения среди несовершеннолетних.
В номинации «Ты не один» первое место присуждено проекту Ангарской воспитательной колонии ГУФСИН России по Иркутской области, второе место – у Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю, третье – у Брянской воспитательной колонии УФСИН России по Брянской области.
– Более пяти лет на территории Ангарской воспитательной колонии коллективом школы и воспитателями исправительного учреждения разрабатывались и успешно реализовывались проекты «Не повторяй мой путь!», «Наставники: не рядом, а вместе!», «Мой первый дом. Старт в будущее», «Траектория моего успеха». Все они основаны на методике наставничества и направлены на развитие личности подростка и его компетенций в социальной и профессиональной сферах жизни, – рассказывает победитель Всероссийского конкурса «Делай, как я!», директор средней общеобразовательной школы ГУФСИН России по Иркутской области Ирина Пескова. – В настоящее время авторские методики школы при Ангарской воспитательной колонии внедряются рядом социальных, образовательных и пенитенциарных учреждений по всей России.
Свой проект под названием «Наставники не рядом, а вместе!» представили и сотрудники психологической лаборатории Брянской воспитательной колонии. В рамках программы они показали процесс перевоспитания одного из подростков, который благодаря комплексному воздействию на него сотрудников всех служб учреждения, юристов-практиков и волонтеров смог изменить свою жизнь. В колонии сотрудники учреждения составили примерный план последовательного сопровождения несовершеннолетнего, благодаря реализации которого осужденный стал лучше учиться, начал играть на гитаре и в итоге смог освободиться условно досрочно. На свободе молодой человек также не остался без поддержки – ему помогли поступить в колледж искусств, он устроился на работу в Брянский цирк, и даже стал заниматься волонтерской деятельностью, выступая с музыкальными номерами перед ребятами из социального центра для детей-инвалидов «Наши дети». Парень неоднократно посещал и Брянскую ВК, где проводил беседы с другими осужденными о важности выбора правильного пути. Благодаря усилиям сотрудников учреждения, волонтеров и опытных наставников подросток смог успешно изменить свою жизнь. Обо всем этом в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Делай, как я!» коллегам рассказал психолог психологической лаборатории Брянской ВК Филипп Михайлов, награжденный дипломом 3-й степени в номинации «Ты не один».
Проведенный конкурс позволил выявить эффективные практики наставничества в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и сформировать сообщество наставников, принимающих участие в подготовке таких ребят к самостоятельной, осознанной и успешной жизни.