В преддверии VI Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление», приуроченного к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» и запланированного к проведению в Академии ФСИН России в Рязани с 15 по 17 ноября 2023 года, вышли в свет 9 томов сборника тезисов выступлений и докладов участников.
Сборник содержит материалы, касающиеся современных тенденций развития пенитенциарной системы, положительного опыта исполнения уголовных наказаний, новых форм и методов работы с осужденными, анализа современного состояния уголовно-исполнительной системы и актуальных проблем в области пенитенциарной практики.
В числе авторов материалов пленарного заседания, опубликованных во втором томе, – члены Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний Шамиль Кашаф и Михаил Хасьминский.
Заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, научный сотрудник Института востоковедения РАН и Лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета Шамиль Кашаф в соавторстве с экспертом Комиссии Общественного совета при ФСИН России по взаимодействию в сфере науки и образования, членом-корреспондентом Российской академии образования Вячеславом Воловым в статье «Образование в системе пробации: "окна возможностей" и ресурс ресоциализации осужденных» рассматривают вопросы организации процесса образования лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Авторами делается вывод о том, что на стадии создания в России института пробации в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» перспективным представляется развитие сотрудничества ФСИН России с научными и образовательными центрами, реализующими образовательные программы различного уровня образования в исправительных учреждениях, с научными и образовательными учреждениями с целью обобщения и внедрения результатов их деятельности и накопленного опыта в интересах совершенствования пенитенциарной системы образования.
В заключение вносятся некоторые предложения по совершенствованию образовательного процесса в пенитенциарной системе с учетом возможностей информационно-коммуникационных технологий, используемых в цифровых образовательных средах с целью формирования мотивации к саморазвитию, перевоспитанию и социализации личности осужденного.
Заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, руководитель Патриаршего центра кризисной психологии Михаил Хасьминский в соавторстве со старшим преподавателем кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России Эллой Поднебесной в статье «Педагогические условия формирования социального здоровья несовершеннолетних осужденных в рамках проекта "Книга – ключ к новой жизни"» рассматривают вопросы актуальности укрепления социального здоровья несовершеннолетних осужденных в рамках формирования и развития социокультурного пространства пенитенциарной системы.
По мнению авторов, чтение книг способствует формированию адаптивности личности несовершеннолетнего осужденного, способствующей преодолению кризисных ситуаций, которые возникают как при отбывании срока наказания, так и после освобождения из мест заключения. Работа со специально подобранной литературой является важным фактором на пути исправления, которая, в свою очередь, представляет собой основополагающее условие возвращения бывших осужденных к жизни в свободном социуме, а также, как следствие, снижение криминальной активности и подавление криминальных проявлений за счет приобретения инструментария здоровой социально адаптированной личности, являющейся важной составляющей социальной реабилитации через признание вины и последующей ресоциализации.
Подробнее ознакомиться с докладами участников VI Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» можно на официальном сайте Академии ФСИН России по ссылке https://apu.fsin.gov.ru/forum2023.