Общеобразовательное обучение осужденных в исправительных колониях и тюрьмах Федеральной службы исполнения наказаний
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагается дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения.
В этих целях территориальными органами ФСИН России продолжалась работа по созданию необходимых условий для организации общего обучения осужденных к лишению свободы.
Всего в 2011–2012 учебном году в вечерних (сменных) общеобразовательных школах (далее – школах) и учебно-консультационных пунктах (далее – УКП) при исправительных учреждениях обучались 86775 осужденных, из них по итогам учебного года 1875 человек получили начальное общее образование, 10440 человек – основное общее, 12779 человек – среднее (полное) общее образование.
В настоящее время в исправительных учреждениях функционируют 319 школ и 549 УКП, из них 256 школ и 353 УКП функционируют в исправительных колониях, 16 школ и 38 УКП – в лечебных исправительных учреждениях, 1 школа и 5 УКП – в тюрьмах.
В следственных изоляторах функционируют 2 школы и 152 УКП, в которых организовано обучение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На начало 2012-2013 учебного года 73993 осужденных подлежали обязательному общему обучению, из них 73289 человек начали обучение, что составило 99 % от числа подлежащих (в прошлом учебном году – 94,6 %).
Во взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в 2012 году дополнительно открыты общеобразовательные школы в исправительных учреждениях республик Карелия (2), Коми (1), Татарстан (1), Вологодской (2), Кировской (4), Псковской (1), Тульской (3) областей.
УКП созданы в исправительных учреждениях республик Башкортостан (4), Бурятия (1), Карелия (2), Чувашской Республики (1), Красноярского (3), Приморского (1), Ставропольского (1) краев, Амурской (1), Астраханской (1), Владимирской (1), Вологодской (1), Воронежской (1), Кировской (2), Новгородской (1), Ярославской (1) областей, г. Санкт-Петербурга (1).
Количество необучающихся осужденных в период с 01.09.2011 по 01.09.2012 сократилось на 4408 человек и составило 704 осужденных, которые преимущественно отбывают наказание в лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях. Положительных результатов в вопросе привлечения осужденных к общеобразовательной деятельности в 2012 году добились территориальные органы ФСИН России по Республике Коми, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярскому краю, Амурской области, где все подлежащие обучению осужденные приступили к занятиям.
С целью минимизации риска заражения инфекционными заболеваниями преподавателей общеобразовательной школы в процессе обучения осужденных, содержащихся в лечебном исправительном учреждении, Министерством образования Республики Карелия, совместно с территориальным органом ФСИН России, приняты меры по организации дистанционного обучения осужденных, страдающих инфекционными заболеваниями. С этой целью в ФКУ ЛИУ-4 открыт учебно-консультационный пункт от вечерней (сменной) общеобразовательной школы при ФКУ ИК-7, который оборудован компьютерной и мультемедийной техникой.
Руководством УФСИН России по Республике Карелия заключен договор с компанией «Ростелеком»и компанией «Мегафон» о предоставлении индивидуального высокоскоростного канала доступа к сети Интернет для проведения занятий в режиме видеоконференции. В свою очередь Министерством образования Республики Карелия принято решение об увеличении лимита наполняемости общеобразовательной школы с учетом класса дистанционного обучения, а также о выделении дополнительных ставок преподавательскому составу.
Территориальными органами ФСИН России совместно с региональными органами управления образованием положительно решаются вопросы материально-технического оснащения учебного процесса, в том числе - применению современных технологий.
Так, в рамках реализации регионального проекта «Модернизация Российского образования» для оснащения общеобразовательных школ УФСИН России по Владимирской области приобретены компьютеры, учебные пособия, мультимедийная техника, а также учебная литература в необходимом объеме.
Министерством образования Пензенской области общеобразовательным учреждениям при исправительных колониях передано 10 комплектов компьютерной техники, учебно-методических пособий на общую сумму более 100 тыс. рублей и канцелярских товаров на сумму 80 тыс. рублей.
Министерство образования Республики Дагестан выделило 15 персональных компьютеров для нужд общеобразовательных школ при исправительных учреждениях.
В рамках городской целевой комплексной программы «Профилактика правонарушений на территории г. Абакана на 2011-2014 годы» общеобразовательным школам при исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Хакасия выделено 285 тыс. рублей на приобретение учебной литературы.
Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края для нужд общеобразовательных школ были приобретены 538 экземпляров учебной литературы, три мультимедийных проектора, четыре единицы компьютерной техники, сканер, ламинатор.
С целью реализации программы «Проект модернизации региональных систем общего образования Новгородской области на 2012-2013годы» областным Комитетом образования области для нужд общеобразовательных школ при исправительных учреждениях приобретена учебная литература, наглядные пособия и компьютерная техника на общую сумму 1276 тыс. рублей.
По итогам визита Министра образования и науки Республики Марий Эл в ФКУ ИК-5 общеобразовательной школе, функционирующей при данном исправительном учреждении, выделено учебно-лабораторное оборудование и оргтехника на сумму более 200 тыс. руб., комплект учебников на сумму 87 тыс. рублей.
Департаментом общего и профессионального образования Брянской области для нужд общеобразовательных школ приобретены новые учебники, компьютеры, проекторы, наглядные пособия на общую сумму более 436 тыс. руб.
Формирование у осужденных активной жизненной позиции, развитие их интереса к обучению, самообразованию и самовоспитанию, подготовка к жизни после освобождения являются приоритетными задачами пенитенциарной педагогики. Наиболее эффективно данная работа осуществляется при оказании содействия педагогам общеобразовательных школ пенитенциарными психологами.
Психологические службы проводят исследования социально-психологического климата в классах с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности обучения, а также для определения форм и методов индивидуальной работы с обучающимися осужденными. При необходимости психологи оказывают осужденным специализированную помощь, коррекцию их поведения, направленную на стимулирование их к учебе.
Так, преподаватели школ при исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Бурятия, Республике Татарстан, Тульской области и Тюменской области используют рекомендуемые психологами методики (тестирование при поступлении в школу, окончании учебного года). Результаты тестов используются для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению осужденных.
В общеобразовательных учреждениях преподавательскую работу осуществляют 6594 педагогических работника (в прошлом учебном году – 6494 человека), из них 6414 – с высшим образованием (в прошлом учебном году – 6314 человека).
Преподавательский состав общеобразовательных школ, наряду с традиционными методами работы, активно осваивает организацию общеобразовательного процесса с использованием инновационных технологий.
В 2012 году среди преподавателей общеобразовательных школ при исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Хакасия проведены педагогические чтения с использованием сети Интернет на тему: «Дистанционное обучение – новая технология доступности образования в исправительных учреждениях Республики Хакасия».
По итогам семинара руководству территориального органа УФСИН направлена информация о возможности использования передовых технологий и методик организации общего обучения осужденных в исправительных учреждениях.
Осознавая важную роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности, художественно-эстетического вкуса преподавательский состав общеобразовательных школ при исправительных учреждениях принимает участие в подготовке и проведении различных смотров и конкурсов художественной самодеятельности среди осужденных.
Так, в общеобразовательных школах при исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Дагестан организованы и проведены мероприятия, приуроченные к знаменательным датам, с приглашением деятелей культуры и науки, имеющих широкий позитивный авторитет.
В исправительных учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области совместно с региональным Министерством образования проведен областной конкурс «Лучший обучающийся учебно-консультационного пункта при исправительных учреждениях ГУФСИН». Победители конкурса награждены дипломами, поощрены правами начальников исправительных учреждений.
С целью реализации непрерывности и преемственности образовательного процесса администрациями исправительных учреждений оказывается содействие осужденным в получении среднего и высшего профессионального образования.
В настоящее время более 3,2 тысячи осужденных к лишению свободы обучаются на договорной основе в образовательных учреждениях по специальностям: «Экономика», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Бухгалтерский учет и аудит», «Социология» и «Социальная работа».
Наиболее крупным партнером ФСИН России в области организации высшего профессионального образования осужденных является ГОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», где на договорной основе обучаются более 1,5 тыс. осужденных.
В 2012 году ФСИН России заключило соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики» о предоставлении лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, возможности обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования.
Всего в образовательных учреждениях получают профессию 3244 осужденных, что на 1144 человек больше аналогичного показателя прошлого года (2100 чел.).
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы вопросам организации общеобразовательного обучения должно быть уделено особое внимание. Основными задачами в этой связи являются расширение сети общеобразовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, совершенствование образовательного процесса, внедрение в практику работы передовых методов обучения и воспитания осужденных, компьютеризация вечерних (сменных) общеобразовательных школ и обеспечение широкого доступа учащихся к образовательным программам в сети Интернет.