Показатели характеризующие производственный сектор УИС
Доклад
начальника управления трудовой адаптации осужденных ФСИН России генерал-майора внутренней службы А.П. Сорокина
на Всероссийском совещании заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих вопросы трудовой адаптации осужденных, руководителей финансово-экономических служб
и директоров ФГУП ФСИН России
28 мая 2013 г. г. Челябинск
Товарищ заместитель директора, товарищи генералы и офицеры!
На сегодняшний день производственный сектор УИС представляют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских.
В 2012 году производственным сектором исправительных учреждений выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 30,7 млрд. руб. или 101,2% к аналогичному периоду прошлого года. За 1 квартал – 5,8 млрд. руб. или 101% к АППГ.
Объем производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг для нужд ФСИН России составил 47,6% от общего объема производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг в целом по УИС или 14,6 млрд. руб. (109% к АППГ), в 1 квартале – 1,9 млрд. руб. или 33,3% в общем объеме (90,7% к АППГ).
В целом по УИС от приносящей доход деятельности получена чистая прибыль в размере не менее 1,3 млрд. руб., за 1 квартал – 218 млн. руб. или 77% к АППГ.
На оплачиваемых работах было трудоустроено 158,8 тыс. осужденных. В первом квартале 2013 г. - 150,6 тыс. чел. (АППГ – 150,9 тыс. чел.).
Вывод осужденных на оплачиваемые работы составил 35,6% от их среднесписочной численности (далее – ССЧ, за АППГ – 31,7%) , за 1 квартал 2013 г. – 35,9% (АППГ – 33,1%).
На 3,3 пункта увеличился средний процент выполнения осужденными норм выработки и составил 62%. В результате среднедневная зарплата осужденных (без учета работников по хозяйственному обслуживанию учреждений) выросла со 165,79 до 171,98 рублей. В 1 квартале – выполнение осужденными норм выработки было на уровне 60% (АППГ – 56,2%), при этом заработная плата осужденных (без учета ХЛО) составила 195,8 руб. против 168,48 за АППГ.
С 2011 г. основным планирующим документом для организации производственно-хозяйственной деятельности УИС являются программы развития приносящей доход деятельности, принимаемые вами ежегодно и утверждаемые заместителем директора ФСИН России.
УТАО ФСИН России осуществляет контроль за их реализацией в ежеквартальном режиме.
Однако до настоящего времени данный документ для многих из вас не стал руководством к действию по развитию производства.
Так по итогам за 1 квартал 2013 г. запланированные мероприятия и утвержденные показатели Программы в полном объеме выполнены только 9-ю территориальными органами ФСИН России (ГУФСИН, УФСИН России по республикам Бурятия, Карелия, Чеченской, Забайкальскому, Ставропольскому, Пермскому, Хабаровскому краям, Кемеровской и Тюменской областям).
Проведенный анализ результатов реализации Программ по итогам работы за 1 квартал 2013 года показал, что в оставшихся территориальных органах ФСИН России не выполнены отдельные показатели по доходам
в 33 территориальных органах ФСИН России, уровням кредиторской задолженности – в 44, дебиторской задолженности – в 33, количеству привлеченных к труду на оплачиваемых работах осужденных – в 35, выполнению норм выработки – в 37 ТО и среднедневной заработной платы осужденных – в 10, что не позволило добиться в целом по УИС в 1 квартале планируемого уровня доходов от рыночных продаж товаров, работ и услуг (план 5358,6 млн. руб., факт – 5343,6 млн. руб.), кредиторской задолженности (план – 2915,0 млн. руб., факт – 3168,3 млн. руб.), количеству трудоустроенных осужденных (план – 154,93 тыс. человек, факт – 150,6 тыс. человек).
Конечно, позднее утверждение в ФСИН России программ по развитию внутрисистемного производства в УИС на 2013 год по развитию продовольственной безопасности УИС на 2013 год, а также утверждение и направление в территориальные органы ФСИН России протокола предельных цен на продукцию для внутрисистемных нужд в марте 2013 года негативно повлияло на выполнение показателей 1 квартала.
Однако считаю, что все-таки основной причиной невыполнения программ является низкое качество планирования мероприятий по их выполнению.
Зачастую планируемые мероприятия не связаны с реальной жизнью. Подчиненные вам сотрудники не владеют проблемами подведомственных учреждений и не могут должным образом влиять на положение дел в них.
Эти вопросы мы с вами неоднократно рассматривали на видеоконференциях по защите программ развития приносящей доход деятельности, однако кроме постоянных ссылок на разные причины, зачастую надуманные, внятных объяснений нет.
Рассматривая планы мероприятий реализации ваших программ в разрезе подведомственных вам учреждений вынужден заявить, что в колониях они не проработаны. Вы им спускаете цифры, а они не имеют мероприятий как их выполнить, кроме просьб о разрешении на внутрисистемное производство, о котором я буду говорить ниже.
В связи с этим хочу вам привести анализ данных ведомственной отчетности, который показывает, что за 4 года процент услуг в общем объеме производства товаров, работ и услуг в целом по ФСИН остается неизменным на уровне 20-23%.
Хочу вам напомнить, что длительное время производственный сектор УИС развивался, в основном, за счет кооператоров, которыми являлись автомобильные заводы, МПС, Россельхозмаш и многие другие, которые безвозмездно строили в колониях цеха, поставляли оборудование и технологии, обеспечивали нас заказами и, в конечном итоге, позволили создать имеющуюся базу, которую мы сегодня благополучно «проедаем».
Я вам заявляю – никогда, даже в период максимального развития производства УИС, мы самостоятельно новые виды производства не создавали.
Это было или на основе ранее созданных мощностей по кооперации или с помощью них.
Что происходит сейчас: с одном стороны, износ технологического оборудования (более 60%) – нарастание технологической отсталости собственного производства, отсутствие возможности модернизации, с другой стороны – 20-23% уровень услуг, то есть отсутствие положительной динамики.
На сегодняшний день единственная реальная возможность получить современное эффективное производство – это сотрудничество с коммерческими структурами.
Положительные примеры есть – это Волгоград (трубный цех – ИК-1), Иркутск (фанера – ИК-15), Курск (Льгов) и т.д., но их не так много.
Анализируя причины, хочется отметить, что интерес к нашей системе у коммерсантов есть – готовая инфраструктура выглядит достаточно привлекательно. Но есть такое понятие, как инвестиционный климат – насколько комфортно чувствует себя инвестор, то есть тот, кто вкладывает деньги.
И вот здесь начинаются проблемы:
- неурегулированность договорных отношений – пришел коммерсант, отремонтировал на свои деньги помещение, поставил оборудование – через год вы расторгли с ним договор, соответственно, он, видя это, пытается через стоимость услуг окупить эти расходы в течение года. Соответственно – конфликт интересов, мы считаем, что он мало платит.
Я не призываю руководствоваться интересами коммерческих фирм, но рассчитывать и учитывать взаимные интересы мы обязаны.
В ряде случаев оперативно-режимные службы начинают демонстративно подвергать личному досмотру на КПП сотрудников коммерческих фирм, служба охраны может позволить себе не запускать длительное время автотранспорт, за простой, соответственно, платит коммерсант и т.д.
Такие факты не должны оставаться без вашего внимания, товарищи заместители, курирующие производство.
Финансово-экономические службы, рассчитывая расценку на услуги при незагруженных мощностях, запросто включают в расходы все убытки учреждения, в результате услуги, предлагаемые учреждениям, не конкурентоспособны. Пример Мордовии – стекольный завод заказал поддоны, ему их ЧП поставляют по 160 руб., наша колония насчитала 350 рублей. Мы пытались объяснить, что у нас такие расходы.
Все коммерсанты отмечают, что к ним сотрудники относятся как в революцию к буржуям – вы пришли, чтобы на нас деньги зарабатывать. Конечно, это сущность бизнеса – заработать и нас научить.
Можно бесконечно перечислять претензии – их количество можно уменьшить, если в договорах прописывать нашу ответственность за простои, за невыполнение месячных планов, тогда возможна встречная ответственность за необеспечение объемов заказов, но мы же не можем и не хотим ничего на себя брать – соответственно, коммерсанты все риски закладывают в цену.
Хотелось бы, чтобы вы, уважаемые коллеги, сделали соответствующие выводы.
Несколько слов по развитию собственного производства.
Анализ господдержки, оказываемой региональными органами власти, показал – за 2012 год учреждения и органы получили ее в размере 65 млн. рублей. Мы попытались выяснить, как это повлияло на объемы производства, трудозанятость – а никак! Если это не швейное оборудование, все остальное лежит мертвым грузом из-за отсутствия заказов. Представляете, если мы получим ресурсы на модернизацию производств как по аналогичной программе, действующей до 2005 г. На сегодняшний день я не уверен, что это даст результаты. Поменять старое оборудование на новое и выпускать ту же продукцию, ничего не меняя, - это тупик. Хотя такая программа поддержка производства планируется к разработке в новой программе развития УИС, которая будет разрабатываться при окончании действующей – 2015 г.
Когда вы говорите, что нужны деньги, у меня обычно возникает один вопрос: «Когда вернёте?». Дайте бизнес-план и вот здесь хочется вернуться к программам развития приносящей доход деятельности, под мероприятия, которые вы там «рисуете», денег давать нельзя, потому что они не вернутся.
Мы эти вопросы более подробно рассмотрим 30 мая на круглом столе.
Поэтому я еще раз прошу: «Пересмотрите свои отношения с коммерческими структурами – это пока единственный фактор, который позволяет нам развиваться».
Одна из проблем, существенно снижающая конкурентоспособность производственного потенциала УИС, - производительность труда.
Принятыми мерам нам удалось добиться повышения процента выполнения норм выработки с 57,6% с 2010 году до 62% в 2012 году. Одновременно выросла среднедневная заработная плата – со 146,03 руб. с 2010 году до 171,98 руб. в 2012 году, что позволяет сделать вывод о достоверности отчетных данных.
Однако даже эти довольно скромные результаты оказались для ряда территориальных органов недостижимы. Так, 8 областей показали нормы выработки 40% и ниже: ГУФСИН, УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания (13,6%), Сахалинской области (23,9%), Республике Саха (Якутия) (28,7%), Пензенской (29,2%), Амурской (30,6%), Курганской (35,5%), Свердловской (39,01%) областям, Республике Башкортостан (39,9%).
Соответственно, при односменной работе, при 40-50% выполнении установленных норм выработки, стоимость производимой продукции, конечно же, является не конкурентоспособной.
В то же время выезды сотрудников ФСИН, инспекторские проверки показывают, что в ряде регионов сложилась следующая ситуация: сотрудники производственных служб, как аттестованные, так и гражданские, не требуют выполнения норм выработки, практически нет рапортов на имя начальника учреждения о том, что осужденный в течение смены покидал рабочее место, не работал, и, соответственно, не выполнил установленную норму выработки. Мало того, под предлогом отсутствия специальности у осужденных, их нежелания работать, им выдается задание на смену 40-50% от нормы, соответственно, обеспечивая его материалами для работы в том же объеме. То есть имеет место сговор – мы делаем вид, что организовываем труд осужденных, осужденные делают вид, что работают. И при этом всех всё устраивает.
Я понимаю, что есть регионы, где крайне мало сотрудников на производстве, их отвлекают на дежурства и т.д., но объяснить – почему не организован и не ведется ежедневный учет выполняемых работ осужденными-бригадирами – я не могу.
Организация ежедневного учета выполняемых работ осужденными является обязанностью администрации. Как можно предъявлять требования к выполнению норм выработки, не имея информации – кто, что сделал за смену.
Отсутствие требовательности приводит к фактам 10-рублевой ежемесячной зарплаты, причем, если бы это было в течение месяца, понять можно, но мы получаем жалобы о том, что это длится 6 месяцев и более. Причем осужденного это какое-то время устраивает, потом он пишет жалобы, и вы начинаете объяснять то, что в принципе объяснить невозможно.
По таким жалобам УТАО вынуждено передавать материалы в оперативное управление, потому что объяснить длительное невыполнение норм выработки, без принятия к осужденному мер, можно только сговором.
Есть, конечно, другие факты установления заведомо невыполнимых норм выработки и занижения заработной платы, о них в своем выступлении будет говорить мой заместитель полковник Скоркин Олег Владимирович, но такие факты единичны, основная масса – это то, что мы создаем сами.
Я надеюсь, все понимают, что повышение производительности труда нельзя сводить только к требовательности к осужденным, анализ ежегодного отчета 4-Т показывает, что потери при организации производства, вынужденные простои остаются, по-прежнему, на высоком уровне – 12,3%. И это только там, где проводилась фотография рабочего дня, а в ряде подразделений – это свыше 20%.
Поэтому здесь есть над чем работать.
Одним из основных факторов, позволяющих длительное время сохранять стабильность производственно-хозяйственной деятельности УИС – это производство товаров и услуг для внутрисистемных нужд.
Его объем для ЦТАО и мастерских на протяжении последних 3 лет практически постоянен: 2010 г. – 14,3 млрд. руб.,
2011 г. – 14,9 млрд. руб.,
2012 г. – 14,6 млрд. руб.
в 2013 г. планируется тот же объем.
Структура внутрисистемных поставок также остается практически неизменной:
швейное производство - 25,6%
обувное - 10%
строительные изделия - 2,0%
продукты питания - 36%
режимные изделия - 3%
продукция коммунально-
бытового назначения - 8%
Оставшиеся 16% - это теплоэнергия, вода и прочая продукция.
На сегодняшний день в сфере внутрисистемных поставок имеется ряд проблем, которые мне хотелось бы довести до вашего внимания.
- Качество.
В 2012-13 гг. Рособоронзаказ, УТАО проводили проверки качества швейной и обувной продукции, производимой и поставляемой для внутрисистемных нужд. Картина выявилась неприглядная, начиная от тканей, которые не соответствуют техническим условиям, и заканчивая отсутствием технологического оборудования для производства обуви, что не мешало отдельным терорганам производить бракованную продукцию и благополучно ее принимать. В том числе – несоответствие размерного ряда, кривые строчки и т.д. Тем не менее, данная продукция во всех терорганах была принята на склад комиссией по особому режиму приемки.
Никаких замечаний никто никому не предъявил. По поручению Александра Яковлевича УТАО запросило информацию о том, кто и как организовывает производство продуктов питания. Основополагающий документ – «Программа производственного контроля» была представлена только 3 терорганами.
Этот документ определяет кто, в какие сроки, каким образом проводит контроль производимой продукции, какие нужны анализы, с какой периодичностью и т.д.
Его отсутствие говорит о том, нами выпускается изначально некачественная продукция.
В Свердловской колонии на складе стоят 2 холодильные камеры – одна произведена заводом в г. Йошкар-Ола в 1989 г. и наша, - в 2011 г.
Я думаю, в чью пользу сравнение - говорить не нужно.
На сегодняшний день контроль за качеством выпускаемой продукции проводится только в колониях, которые его производят, комиссии по особому режиму приемки, которые должны принимать продукцию, поступающую на централизованные склады УФСИН, ГУФСИН, бездействуют. В результате – качество продукции то, которое имеем.
В 2014 г. все поставки будут происходить по 44-ФЗ (вместо 94-ФЗ). По этому закону учреждения, терорганы, получающие продукцию по внутрисистемным поставкам, обязаны нанять экспертов, которые, в соответствии с инструкцией П6 – П7, будут осуществлять ее приемку и при этом нести ответственность в случае принятия брака.
Я думаю, нам всем есть над чем подумать.
Ещё об одной проблеме.
В 2012-2013 гг. в разы увеличилось количество предложений территориальных органов об организации производства продукции для внутрисистемных поставок.
Однако основная их часть ориентирована только на внутренний рынок и не может быть реализована на внешнем рынке.
В этом году ФСИН проводит работу по приведению цен на внутрисистемную продукцию к среднерыночным. Поэтому, если данная продукция не будет, в том числе, сбываться на сторону, УТАО поддерживать такие предложения не будет.
Также будет рассматриваться глубина переработки при производстве продукции.
Преимущество будет за теми, кто имеет меньше покупных материалов и комплектующих, а больше делает сам, соответственно, трудоустраивает больше осужденных.
Для этого УТАО проработана аналитическая таблица, которую мы 29 или 30 мая обсудим в рабочем порядке.
С учетом 44-ФЗ, который требует опубликовывать на официальном сайте данные о приобретаемом сырье и комплектующих за 2 недели до заключения контракта на их приобретение, с вопросами к качеству, я думаю, что количество непродуманных предложений должно сократиться.
Товарищи офицеры, нам всем за оставшееся время нужно очень сильно потрудиться, чтобы сохранить за собой то, что производим сейчас.
30 мая заместитель начальника УТО ФСИН России подполковник Алексеева С.Н. подробно доведёт до вас проблемы 2014 г. в связи с введением 44-ФЗ. В мероприятиях по его реализации должны быть отражены, в том числе – проблемы качества и контроля производимой продукции.
2014 год для производственно-хозяйственной деятельности будет не менее сложным, чем предыдущий. Принятие Федерального закона 44-ФЗ потребует огромной организационной работы, выполнения большого объема задач.
При этом, как вы знаете, оптимизация штатов потребует 10% сокращения личного состава, в том числе и производственных служб. Но при этом, я хотел бы вам напомнить, что в отличие от бюджетного сектора, в пределах доходов, полученных от привлечения осужденных к труду, мы можем нанимать гражданский персонал, устанавливая им заработную плату путем разработки положения о премировании, вполне конкурентоспособную по отношению к аттестованному составу, что поможет решить часть новых задач.
В завершении своего выступления я хочу пожелать участникам совещания плодотворной работы, из опыта своих коллег, который будет здесь озвучен, почерпнуть для себя максимум полезного и применить это на практике.
Спасибо за внимание.