Доклад
заместителя начальника УТАО ФСИН России
полковника внутренней службы Скоркина О.В.
на всероссийском совещании руководителей производственных и экономических служб в Челябинске.
В первую очередь в своем выступлении хочу акцентировать ваше внимание на ряд проблем возникающих в результате взаимодействия исправительных учреждений с коммерческими структурами.
Нами проведен анализ организации договорной работы исправительных учреждений с коммерческими структурами по вопросам осуществления производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных, а также качества контроля за данной работой, проводимого территориальными органами ФСИН России.
За 2012 год между учреждениями уголовно-исполнительной системы и коммерческими структурами было заключено более 3500 договоров.
Несмотря на неоднократные указания ФСИН России в отдельных территориальных органах ФСИН России имеет место заключение договоров между исправительными учреждениями и коммерческими структурами на оказание услуг по выпуску продукции без надлежащей проработки вопросов экономической целесообразности их заключения, отсутствуют надлежаще оформленные финансово-экономические обоснования и др.
Так в феврале 2013 года пересмотрены договорные отношения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю и ООО «ЗПК», ФКУ ИК-3 и ООО «Хабаровская строительная компания, ФКУ ИК-13 и ООО «Полиграф партнер» условия которых не в полной мере отвечали экономическим интересам учреждений УИС.
Кроме того, отмечаются факты ослабления контроля со стороны территориальных органов ФСИН России и администраций исправительных учреждений за выполнением коммерческими структурами договорных обязательств, в том числе в части своевременной оплаты за отгруженную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, что влечет необоснованное возникновение дебиторской задолженности.
Так, например, в УФСИН России по Московской области в 2012 году ФСИН России вскрыт факт образования дебиторской задолженности ООО «Гранд Двери» перед ФКУ КП-2, сумма которой составила более 2,0 млн. рублей. При этом руководством УФСИН России по Московской области и ФКУ КП-2 меры по взысканию задолженности не принимались, претензионно-исковая работа не проводилась.
Однако, несмотря на отмеченные еще в 2011 году в ФКУ КП-2 нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации при заключении договоров с коммерческими структурами и доклады руководства УФСИН России по Московской области об устранении данных недостатков, а также неоднократные указания ФСИН России по данному вопросу, мер по надлежащей организации договорной работы с коммерческими структурами не принято, фактически учет выпуска и отгрузки продукции бухгалтерией не ведется, имеет место использование помещений, которое не отражено в имеющихся договорах, осужденные в выпуске продукции практически не задействованы.
В 2013 году в ходе осуществления целевого выезда сотрудниками ФСИН России в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области вскрыты недостатки в организации договорной и притензионно-исковой работы и ведении бухгалтерского учета.
В нарушение действующего законодательства, а также неоднократных указаний ФСИН России в учреждениях (Г)УФСИН России по Свердловской, Ульяновской областям, Республике Калмыкия имеется просроченная (свыше 3 месяцев) дебиторская задолженность коммерческих организаций.
Кроме того, установлены факты исполнения в 2012 году и заключения в текущем году заведомо убыточных договоров на оказание услуг коммерческим структурам (цена установленная в заключенных договорах существенно ниже плановых калькуляций затрат и не покрывает даже прямых затрат), одним из признаков которых является крайне небольшой процент выполнения норм выработки осужденными занятыми по данным договорам и соответственно крайне низкая их заработная плата.
Данные факты свидетельствуют о неэффективном использовании федерального имущества, негативно влияют на финансовое состояние федеральных казенных учреждений, приводят к увеличению кредиторской задолженности, в том числе по обязательным платежам, чем наносят ущерб интересам УИС.
В ряде случаев учреждениями (Г)УФСИН сторонним лицам оказывались услуги по производству продукции по заниженным ценам, причиной подобной ситуации должностные лица указывают на отсутствие финансовых источников для приобретения сырья и средств производства.
Так, например, в ходе документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проведенной ГКРИ ОИУ ФСИН России в период с 3 по 27 июля 2012 года и инспекторской проверки УФСИН России по Курганской области (далее Управление, УФСИН) проведенной в период с 19 марта по 4 апреля 2013 года комиссией ФСИН России было выявлено следующее.
В исправительных колониях № 2, 6 УФСИН выручка от пошива костюмов пижамных и халатов женских для ООО «Швейная фабрика № 18» из кроя заказчика, составляла всего 25-30 рублей с одного изделия, или не более 7-8% от стоимости готового изделия, тогда как в ГУФСИН России по Новосибирской области цена данной услуги по пошиву халата махрового составляет 110 рублей или порядка 13% от стоимости изделия, в УФСИН России по Орловской области данная услуга составляет 145 рублей, при стоимости изделия 450-500 рублей или около 29-32%.
При обработке 1 куб. м. давальческого сырья (бревно круглое, ценой 9,0 тыс. рублей), для последующего изготовления срубов, ИК-1 и КП-5 УФСИН получали от коммерческих структур 0,4 - 0,5 тыс. рублей, или менее 5% стоимости сырья.
В тоже время в ИК-14 ГУФСИН России по Новосибирской области расценки за аналогичные работы составляли порядка 4,0 тыс. рублей, при средней цене за 1 куб.м. круглого бревна по региону 7-8 тыс. рублей или порядка 45-50% от стоимости сырья, а в УФСИН России по Тверской области – 1,2-1,7 тыс. рублей, при средней цене за 1 куб. м. круглого леса по региону около 3-5 тыс. рублей или более 30% стоимости сырья.
Данные факты можно объяснить личным нежеланием руководителей производственных служб УФСИН и исправительных колоний менять ситуацию, а в одельных случаях и субъективным занижением цен на услуги колоний.
Закономерным итогом такого отношения к финансово-экономическим результатам приносящей доход деятельности стал неконтролируемый уровень КЗ отдельных исправительных учреждений в отдельных территориальных органах.
Ообщая сумма кредиторской задолженности по приносящей доход деятельности исправительных учреждений выросла на 12,5% и составила 3,13 млрд. рублей (по итогам 2012 года задолженность составляла 2,78 млрд. рублей). Увеличение отмечается в 64 территориальных органах ФСИН России (из 77) на общую сумму более 555,5 млн. рублей.
При этом 109-ю исправительными учреждениями, расположенными в 40 территориальных органах ФСИН России, допущен значительный рост задолженности, суммы которой превышают в 4 и более раза месячный объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Из них можно выделить учреждения, суммы задолженности в которых превышают в 10 и более раза месячный объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Это такие учреждения как:
- ИК-10,2 (Республика Башкортостан);
- ИК-19,31 (Республика Коми);
- ИК-3 (Республика Марий Эл);
- КП-17 (Республика Татарстан);
- ОИК-15,19,33 ОУХД (Пермский край);
- ИК-3 (Хабаровский край);
- ИК-14, ОИК-1 (Иркутская область);
- КП-2 (Кемеровская область);
- КП-24 (Мурманская область);
- ИК-12,21,22,НВК (Новосибирская область);
- ИК-2 (Сахалинская область);
- КП-45, ОИК-4 ОУХД (Свердловская область);
- ЛИУ-3 (Тверская область);
- КП-6 (Ульяновская область);
- ИК-11,25, ЛИУ-9, АВК (Челябинская область);
- ИК-3 (Ямало-Ненецкий автономный округ).
В некоторых, из перечисленных, учреждениях наблюдается рост кредиторской задолженности на десятки миллионов рублей, что говорит об их неудовлетворительном финансовом состоянии и может привести к возникновению субсидиарной ответственности ФСИН России за счет текущего бюджетного финансирования. Кроме того, сравнительных анализ задолженности с ее уровнем на 01.10.2012 показал, что она продолжает оставаться высокой в одних и тех же исправительных учреждениях. Это в свою очередь приводит к выводу о недостаточном внимании со стороны руководства данных учреждений к принятию мер по их финансовому оздоровлению.
Хочу остановиться на ситуации с выполнением программ развития приносящей доход деятельности в первом квартале текущего года.
По итогам работы за I квартал 2013 года запланированные мероприятия и утвержденные показатели Программы в полном объеме выполнены только 9-ю территориальными органами ФСИН России, в оставшихся территориальных органах ФСИН России не выполнены отдельные показатели: - по доходам в 33 территориальных органах ФСИН России, уровням кредиторской задолженности - в 44, дебиторской задолженности - в 33, количеству привлеченных к труду на оплачиваемых работах осужденных - в 35, выполнению норм выработки - в 37 и среднедневной заработной платы осужденных - в 10, что не позволило добиться в целом по УИС планируемого уровня доходов от рыночных продаж товаров, работ и услуг (план - 5358,6 млн. рублей, факт - 5343,6 млн. рублей), кредиторской задолженности (план - 2915,0 млн. рублей, факт - 3168,3 млн. рублей), количеству трудоустроенных осужденных (план - 154,93 тыс. человек, факт - 150,99 тыс. человек), выполнению норм выработки (план - 58,6%, факт - 56,3%).
Вместе с тем, необходимо отметить, что основные показатели, характеризующие работу по организации трудовой адаптации осужденных, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года имеют положительную динамику. Так, например, вывод осужденных на оплачиваемые работы составил 150,99 тыс. человек (АППГ - 150,94 тыс. человек), выполнение установленных норм выработки осужденными составило 56,3% (АППГ - 56,2%), размер среднедневной заработной платы составил 195,0 рублей (АППГ - 168,5 рубля).
При оценке результатов трудовой адаптации осужденных в первом квартале текущего года принималось во внимание объективные причины невыполнения территориальными органами ФСИН России и подведомственными им исправительными учреждениями утвержденных показателей Программ, а именно:
- позднее утверждение в ФСИН России программ по развитию внутрисистемного производства в УИС на 2013 год и по развитию продовольственной безопасности УИС на 2013 год, а также утверждение и направление в территориальные органы ФСИН России протокола предельных цен на продукцию для внутрисистемных нужд в марте 2013 года из-за чего государственные контракты были заключены значительно позже намеченных ранее сроков;
- организация пошива вещевого имущества для осужденных только по потребности на I полугодие текущего года, в соответствии с направленным в территориальные органы ФСИН России указанием УТО ФСИН России;
- снижение объемов заказов на производство продукции для внутрисистемных нужд в связи со складывающейся негативной ситуацией в ряде ФГУП ФСИН России, которыми размещаются заказы на производство продукции в исправительных учреждениях или предоставляются на своих объектах труда рабочие места для осужденных. Так, например, в I квартале 2013 года в подразделениях УФСИН России по Владимирской области договора с ФГУП «Владимирское» ФСИН России на комплектование гигиенических комплектов не заключались (2012 году трудоустроен 61 осужденный, объем оказанных услуг составил 1,6 млн. рублей);
- отсутствие необходимых штатов производственно-технических служб в исправительных учреждениях;
- отсутствие рабочих специальностей, низкая их квалификация, отсутствие достаточного объема работ под полную загрузку имеющегося оборудования, а также физический и моральный износ основных производственных фондов крайне низкий уровень организации профессиональной подготовки осужденных как в ПУ так и на производстве.
Проблемы и пути решения в профобразовании осужденных.
В 673 учреждениях создана и ежегодно развивается система подготовки рабочих кадров из числа осужденных.
По итогам 2011/2012 учебного года 333 профессиональными училищами ФСИН России и их подразделениями, а также ЦТАО на производстве учреждений, обучено рабочей профессии 158,2 тыс. осужденных (102,7% к АППГ, 154 тыс. чел.), в том числе в училищах – 110,33 тыс. осужденных
(103,5 % к АППГ, 106,58 тыс. чел.), на рабочих местах в ЦТАО – 46,1 тыс. осужденных (101,5% к АППГ, 45,4 тыс. чел.).
Контрольная цифра приема и выпуска (92,72 тыс. чел.) в образовательные учреждения начального профессионального образования (далее – НПО) выполнена на 119 % (в АППГ – на 114,9%).
В настоящее время по итогам 1-ого полугодия текущего 2012/2013 учебного года так же сохраняется тенденция увеличения обязательного (ст. 108 УИК РФ) охвата профессиональным обучением не имеющих профессии осужденных по рабочим профессиям, в соответствии
с которой осужденный может быть трудоустроен в исправительном учреждении и на рынке труда субъектов Российской Федерации после освобождения.
Соответственно количество учреждений, где училища отсутствовали, сокращено до 32 учреждений (за 4-е последних учебных года на 118 учреждений – со 150 до 32 ИУ) за счет оптимизации, перераспределения штатной численности училищ.
В частности по итогам перераспределения указанных штатов согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации в 2012 г. создано новое училище № 78в ИК-3 УФСИН России по Вологодской области; реорганизованы 4 образовательных учреждения в одно училища № 306 на базеИК-2, 7, 14, 15, АВК ГУФСИН России по Иркутской области; а также в 1-ом квартале 2013 г. реорганизованы в единые училища все действующие образовательные учреждения, подведомственные УФСИН России по Алтайскому краю, Воронежской, Калужской и Московской областям.
Вместе с тем, в ходе заслушивания территориальных органов ФСИН России, проводимых УТАО ФСИН России по вопросу оптимизации штатов училищ, а также в период целевых и инспекторских проверок, выявлена проблема в организациивзаимодействия структурных подразделений учреждения (воспитательного и оперативного отделов, отдела безопасности и специального учета) с образовательным учреждением в работе по обеспечению вывода на учебные занятия обучающихся осужденных, а также учета и привлечения к обучению не имеющих профессии осужденных.
Например, в прошедшем учебному году училищами УФСИН России по Псковской области выполнена установленная контрольная цифра приема и выпуска учащихся (575 чел.) только на 63,5% (365 чел.), документальный анализ организации учебного процесса в 1-ом полугодии 2012/2013 учебного года, проведенный УТАО ФСИН России, показал прогноз ее выполнения лишь на 42,6%, что не допустимо.
Территориальным органом в марте текущего года проведена служебная проверка по факту низких показателей деятельности должностных лиц ООТЗС и подведомственных подразделений УФСИН России по Псковской области в части организации профессионального обучения осужденных. Главная причина не выполнения КЦП – отчисление обучающих из-за хронической не посещаемости занятий, главная причина не вывода на занятия – оперативно-режимные соображения.
Наибольшее количество осужденных, освобожденных без профессии в 2011/2012 учебном году, при наличии значительной численности выпускников училищ, получивших вторую (и более) профессию, допущено в УФСИН (ГУФСИН) России по Республике Башкортостан(соответственно: 569 чел. – 89 чел.), Краснодарскому (565 чел. – 121 чел.), Пермскому (1123 чел. – 324 чел.), Приморскому (1087 чел. – 432 чел.) краям, Архангельской (1045 чел. – 579 чел.), Оренбургской (522 чел. – 394чел.), Рязанской (492 чел. – 90чел.) и Свердловской (830 чел. – 152 чел.) областям.
Текущий учебный год еще не закончился, а в I полугодии вновь допущен высокий уровень показателя по освобожденным без профессии:
в УФСИН (ГУФСИН) России по Республикам Башкортостан (441 чел.), Коми (207 чел.), Саха (Якутия) (235 чел.), Приморскому (402 чел.),Пермскому (290 чел.) краям, Архангельской области (426 чел.) и Ямало-Ненецкому автономному округу (202 чел.).
При этом, например, указанием ФСИН России от 18.07.2012 № 3-1208Т ГУФСИН России по Республике Башкортостан выделены дополнительные, перераспределенные из других регионов 3-и штатные единицы для введения 1-ой ставки преподавателя и 2-х – мастеров производственного обучения с целью открытия образовательного подразделения одного из действующих училищ в ФКУ КП-5, где оно не создано.
Однако, вместо создания нового подразделения с целью выполнения требований ст. 108 УИК РФ и сокращения численности не охваченных обучением не имеющих профессии осужденных, 2-е из 3-х штатных единиц направляются на увеличение административного персонала – в иные образовательные учреждения (училище № 136 на базе ИК-13; училище № 138 на базе ИК-9), где вводятся должности заместителей директоров училищ.
Несмотря на неоднократные указания ФСИН России территориальными органами ФСИН России, начальниками учреждений в полной мере не выполняются требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в части надлежащей организации профессионального обучения осужденных. Без обеспечения посещаемости учебных занятий обучающимися осужденными и направления на получение образования в первую очередь не имеющих профессии осужденных нельзя ожидать качества в указанном направлении работы, а также качества знаний и умений выпускников, соответствующих предъявляемым требованиям.
Каждый заместитель начальника территориального органа ФСИН России, курирующий вопросы производственно-хозяйственной деятельности, обязан отвечать за организацию и качество подготовки рабочих кадров из числа осужденных в соответствии с требованиями производства каждого
из исправительных учреждений, требованиями к квалификации рабочего сторонних организаций региона, контролируя их включение в учебные планы и программы как региональный компонент, предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям.
С этой целью необходимо обеспечить введение в составы комиссий училищ по проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся осужденных компетентных сотрудников исправительных учреждений, территориального органа ФСИН России, а также представителей сторонних производственников, – как представителей работодателей.
Экзамены на качество теоретических знаний и производственных навыков по профессии проводить строго и принципиально, вплоть до отчисления из училища без диплома (свидетельства). Одновременно данный основной показатель в работе образовательных учреждений поставить в прямую зависимость с денежным вознаграждением (надбавки УИС, премии) и выводами о квалификации (предложения о повышении или снятии квалификационной категории на аттестации) педагогических работников и руководства училищ.
Одновременно, вы, заместители начальников территориальных органов ФСИН России по производству обязаны организовать взаимодействие со структурными подразделениями исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России в части:
воспитательной работы по выработке у не имеющих профессии осужденных желания и потребности в получении профессии с обязательным направлением на обучение этой категории осужденных – ответственность и соответствующее конкретное отражение указанных полномочий в должностных обязанностях сотрудников воспитательных отделов;
выполнение распорядка дня обучающимися осужденными, контроль ежедневного обязательного вывода их на учебные занятия – ответственность и соответствующее конкретное отражение указанных полномочий в должностных обязанностях сотрудников надзорных, режимных и оперативных отделов.
УТАО ФСИН России подготовлен, согласован и в настоящее время находится на государственной регистрации Приказ Минюста России от 07.05.2013 № 67 по утверждению «Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных
к лишению свободы». Указанный ведомственный нормативный документ УИС требует неукоснительного выполнения, в первую очередь, положений по созданию действенного взаимодействия в системе контроля организации и качества начального профессионального образования и профессиональной подготовки и в училищах, и отдельно в ЦТАО.
Вместе с тем, новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступление в действие – 01.09.2013) требует постепенной (до 01.01.2016) смены названий, уставов училищ УИС (ст.80) и соответственно образовательных программ НПО и профессиональной подготовки на образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированного рабочего и профессионального обучения.
С учетом специфики обучения осужденных с короткими сроками отбывания уголовных наказаний, необходимостью создания дополнительной материальной базы образовательных учреждений, совершенствования квалификации и увеличения численности штатов преподавателей, УТАО ФСИН России достигнута договоренность с Минобрнауки России о постепенном повышении уровня программ профессиональной подготовке (в дальнейшем – профессионального обучения) до уровня выше указанных образовательных программ. На 2013/2014 учебный год контрольная цифра приема будет увеличена на 2 тыс. чел. и подразделена на отдельные задания по профессиональной подготовке и по аккредитованным образовательным программам.
Наиважнейшей задачей является решение проблемы аттестации педагогических работников на предмет подтверждения или повышения их квалификационной категории.
Учитывая требования действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования и указанного нового Закон об образовании Порядок данной аттестации должно разработать Министерство образования и науки Российской Федерации, который еще не подготовлен и не подписан.
Полномочия же по созданию комиссии по аттестации работников училищ должны быть отнесены к компетенции ФСИН России Указом Президента Российской Федерации, об утверждении Положения о ФСИН России, – настоящий проект указа разработан и находится на согласовании в заинтересованных органах государственной власти.
При этом согласно неоднократным указаниям ФСИН России и с целью снятия социальной напряженности, большая часть территориальных органов ФСИН России решила вопросы аттестации педработников в полномочных органах образования субъектов Российской Федерации, благодаря личным встречам руководителей в сфере образования и УИС по вопросам в рамках организации государственной поддержки УИС.
Кроме того, нами проводится мониторинг результатов работы территориальных органов ФСИН России по организации государственной поддержки производственной деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы на региональном и местном уровне.
За 1 квартал 2013 года можно отметить проведенную работу по указанному направлению деятельности ГУФСИН России по Красноярскому краю и Свердловской области.
Так, в ГУФСИН России по Красноярскому краю положительно решен вопрос участия подразделений края в реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», реализуемого за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в исправительных учреждениях размещены заказы на производство продукции для краевых и муниципальных нужд, плодотворно ведется работа с Агентством лесной отрасли Красноярского края по передаче подразделениям ГУФСИН России по Красноярскому краю лесосырьевой базы, что дополнительно позволит трудоустроить до 480 человек.
Кроме того, распоряжением Правительства Красноярского края от 24.01.2013 № 41-р предусмотрено субсидирование из средств резервного фонда Правительства Красноярского края 24,0 млн. рублей исправительным учреждениям края, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, утратившим часть урожая сельскохозяйственных культур в результате опасных и неблагоприятных агрометеологических природных явлений и условий.
В ГУФСИН России по Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2007 № 13-ПП «О порядке рассмотрения обращений налогоплательщиков в Свердловской области о возможности предоставления налоговых льгот и оценке их эффективности» сторонние организации, работающие с подразделениями ГУФСИН пользуются налоговыми льготами.
В рамках реализации подпрограммы «Содействие трудовой занятости лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 № 1347-ПП, в 2013 году исправительным учреждениям из областного бюджета, в целях модернизации производственной базы выделено 7,86 млн. рублей, на которые проводится работа по обновлению парка промышленного оборудования учреждений ГУФСИН.
Хочу обратить ваше внимание на то, что при надлежащей организации данной работы государственная поддержка производственного сектора территориальным органам оказывается и глубоко дотационными субъектами России.