Визит в Германию

В период с 4 по 7 мая 2011 г. заместитель директора ФСИН России действительный государственный советник юстиции 2 класса А.М. Величко и начальник УОИНИО ФСИН России полковник внутренней службы Е.Л. Зарембинская приняли участие в международной конференции «Навигационные огни 2011 – стабильный курс и построение будущего в амбулаторной и стационарной работе с осужденными», проходившей в г. Бинц Федеративной Республики Германия. В конференции приняли участие представители ФРГ, стран Европы и Азии.

Программа конференции состояла из 4 форумов, которые включали в себя по три доклада на специальные темы. В завершение каждого форума проходила дискуссия с участием докладчиков.

5 и 6 мая 2011 г. прошли форумы на темы: «Инструменты управления рисками», «Интеграционные подходы в рамках системы исполнения наказания», «Амбулаторные системы контроля и поддержки».

На форуме, состоявшемся 5 мая 2011 г., были представлены доклады руководителей: Отдела OASys по оценке и анализу данных в рамках Национальной службы по контролю за правонарушителями (NOMS) Англии и Уэльса доктора Робина Мура; Диагностического центра земли Мекленбург-Передняя Померания психолога Ульрики Шютт; Отдела оценки и обеспечения качества Психиатрическо-психологической службы в Ведомстве исполнения наказаний кантона Цюрих доктора философских наук Жерома Эндра.

В докладе: «Система оценки преступников (OASys): развитие, валидация и практическое применение» Робин Мур рассказал о существующем с 1998 года инструменте, используемом для оценки рисков
и потребностей взрослых преступников в Англии и Уэльсе, которым является Система оценки уголовных преступников (OASys). Этот инструмент при помощи стандартизированных оценочных критериев позволяет идентифицировать криминогенные потребности преступников, вероятность рецидива, риск причинения ущерба и разработать план управления рисками. Работа с осужденными начинается еще до вынесения приговора. Инспектор проводит собеседование с подсудимым, с целью установления дополнительной информации изучается его биография, поведение до совершения преступления для определения места отбывания наказания: в исправительном учреждении или на свободе. Результаты работы с преступниками вносятся в базу данных, которая в настоящее время хранит информацию о 4,5 млн. чел. (по разделам: заключенные, условно осужденные).

В сообщении на тему: «Интегративный криминологический прогноз: практика системы исполнения наказаний в земле Мекленбург-Передняя Померания» Ульрика Шютт рассказала о модели, которая позволяет обеспечить структурный подход при составлении прогноза рисков посредством объединения различных методик криминологического прогнозирования и, таким образом, достичь основополагающих целей диагностической деятельности в процессе исполнения наказаний, таких как динамический прогноз риска рецидива и выявление необходимости лечения. Данная программа применяется в Диагностическом центре земли Мекленбург-Передняя Померания, через который за 3 года прошли
100 осужденных лиц. Данная программа схожа с программой OASys, работающей в Англии и Уэльсе.

По результатам анализа работы программы FOTRES, представленной Жеромом Эндра в докладе на тему: «Управление рисками и коммуникация рисков с FOTRES», автор утверждает, что ее реализация дает возможность сопоставлять актуальный риск рецидива с аналогичным показателем до начала воздействия, таким образом, создавая периодическую оценку риска рецидива, что позволяет отслеживать динамику изменения личности преступника.

6 мая 2011 г. с докладами выступили руководитель Отдела исправительных программ и безопасности в Администрации системы исполнения наказаний и служб пробации Швеции Ульф Йонсон, руководитель Отдела служб помощи условно осужденным, Министерства юстиции и защиты прав потребителей Баварии Хайнц Петер Маир, исполнительный директор Лондонской Службы помощи условно осужденным Малкольм Дженкин.

В рамках доклада Ульфа Йонсона «Электронный контроль в Швеции: «17 лет опыта – шансы и проблемы» были отражены вопросы внедрения электронного мониторинга в Швеции, а также описаны шведская модель и концепция программ электронного мониторинга, техника, инструменты и меры, используемые в рамках программы, представлены анализ результатов программы, перспективы развития.

В Швеции электронные средства контроля применяются в качестве:

альтернативы непродолжительным срокам лишения свободы;

меры, применяемой в отношении лиц, отбывающих длительные сроки наказания, до освобождения;

меры повышения безопасности в учреждениях исполнения наказаний открытого типа.

Электронные средства контроля применяются в том числе к подсудимым. Используются GPS датчики, носимые на ноге.

Средства применяются только по решению суда и с согласия самого осужденного и членов его семьи. Электронные средства контроля применяются как внутри тюрьмы, так и вне ее, для выполнения осужденными работ за пределами учреждения, в целях осуществления надзора за условно-досрочно освобожденными, а также для защиты потерпевших от преступления. Необходимыми условиями установки оборудования вне тюрьмы являются наличие места жительства и места работы. Электронные средства контроля применяются исключительно к лицам с малым риском рецидива.

Применение электронных средств контроля было связано с реализацией программы «Front door», введенной в 1994 году. Спустя несколько лет данная программа была подвергнута критике и в 2001 году переработана в программу «Back door». Последняя подразумевает осуществление элекронного контроля в течение 1 месяца за осужденными сроком до 6 месяцев и в течение 4 месяцев за осужденными сроком до 2 лет. В первом случае предполагается постоянное нахождение осужденного дома и регулярная сдача им анализов на содержание алкоголя в организме. При этом осужденный оплачивает аренду оборудования из расчета 6 евро в сутки.

Контроль за осужденными осуществляется центральной операторной круглосуточно с возможностью немедленного реагирования (не более 1 часа) на нарушения осужденным условий ношения датчиков. В таком случае применение электронного контроля отменяется и осужденный направляется для отбывания наказания в тюрьму. В состав сотрудников центральной операторной входят технические специалисты, которые в случае нарушения информируют уголовно-исполнительных кураторов. Кураторы принимают решения и несут ответственность за применение программы.

Осужденные разделены на три группы в зависимости от степени риска совершения повторных преступлений: высокий, средний, низкий. При этом применение электронных средств контроля не должно способствовать перемещению осужденных в худшую группу.

Для каждого конкретного осужденного разрабатывается план исполнения наказания с учетом требований программы «Back door», за который несут ответственность уголовно-исполнительные кураторы.

Исследования показали, что рецидив среди осужденных, отнесенных к вышеназванным группам, составляет 8 % - для группы с высокой степенью риска, 21 % - со средней, 11 % - с низкой.

Стоимость обслуживания оборудования электронного мониторинга, установленного дома, составляет 60-80 евро в день, GPS-оборудования – на порядок выше (стоимость не указана), а оборудования, используемого в учреждениях открытого типа, – 100-130 евро в день на одного осужденного.

В настоящее время большинство исследователей одобряет применение данной программы.

В докладе Хайнца Петера Маира были раскрыты «Новые методы работы с освобожденными заключенными, осужденными за совершение преступлений на сексуальной почве – опыт Баварии».

В Баварии в октябре 2006 года начал работу проект HEADS (База данных об освобожденных заключенных, совершивших преступления на сексуальной почве). Целью проекта было улучшение надзора за освобождёнными заключенными, совершившими преступления на сексуальной почве, у которых существует риск рецидива, посредством более тесного сотрудничества и более быстрого обмена информацией между органами правосудия, органами принудительного лечения и полицией.
В начале 2008 года был проведен анализ результатов проекта. В настоящее время в рамках проекта HEADS под наблюдением находятся порядка 963 подопечных. За три месяца до освобождения из мест лишения свободы органы прокуратуры обращаются в центральное бюро HEADS, куда направляются все материалы, касающиеся осужденного. Такие же материалы направляются и в полицейский участок. Программы по перевоспитанию осужденных разрабатываются на совместных заседаниях представителей органов полиции и кураторов службы пробации. Контроль за поведением указанной категории лиц осуществляет полиция. О результатах контроля постоянно информируются кураторы. В случае допущения осужденным нарушения, данные сведения идут в центральное бюро HEADS.

Кроме того, в докладе была затронута тема практики создания и функционирования в Баварии амбулаторий судебной медицины. Положение о реформировании надзора за поведением осужденных впервые законодательно закрепило создание таких учреждений. По поручению органов юстиции Баварии независимыми организациями были открыты специализированные психотерапевтические амбулатории в Мюнхене и Нюрнберге. В настоящее время в этих амбулаториях регулярно проводятся предварительные и терапевтические беседы для около 140 осужденных, совершивших преступления на сексуальной почве и находящихся под наблюдением службы помощи условно осужденным или службы надзора за поведением осужденных.

В докладе Малкольм Дженкин «Работать вместе – разделять риски» были освещены предпринятые Лондонской службой помощи условно осужденным меры по обеспечению работы с рецидивными преступниками и освобожденными заключенными, за которыми не был установлен предусмотренный законодательством надзор, а также недавнее предложение по «оплате результатов», в соответствии с которым Министерством юстиции будут производиться выплаты в пользу партнеров в случае снижения числа заключенных или снижения рецидива. Основная задача – сокращение рецидива. К партнерам относятся сотрудники службы пробации, полиции, центров занятости, здравоохранения, социальных служб, учебных заведений и др.

С 2001 года в Англии существует программа разделения ответственности за рецидив - «МАРРА», которая предполагает зависимость заработной платы партнеров от уровня рецидива. В рамках реализации программы организовано тесное сотрудничество с полицией, центрами трудоустройства, здравоохранения, социальными службами и ВУЗами. За счет снижения количества отчетов удалось обеспечить проведение большего количества личных контактов сотрудников службы пробации с осужденными, что также влияет на рецидив.

Дата последнего обновления: 17.06.2014 17:27
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
2023 2022 2021  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе