Исполнение наказаний имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации определены основные средства исправления осужденных, в том числе установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественное воздействие.
В связи с этим эффективность выполнения уголовно-исполнительными инспекциями задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, напрямую зависит от уровня их взаимодействия с общественностью. В первую очередь, это касается сотрудничества с общественными объединениями, деятельность которых направлена на профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, а также с иными общественными организациями и движениями, способными оказывать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных.
Уголовно-исполнительные инспекции и такие общественные объединения могут сотрудничать при осуществлении контроля за поведением лиц, состоящих на учете в инспекциях, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных на них судом, проведении с ними воспитательной и социальной работы, а также по вопросам предупреждения повторной преступности осужденных без изоляции от общества.
В настоящее время территориальными органами ФСИН России проводится активная работа по заключению соглашений о сотрудничестве уголовно-исполнительных инспекций и народных дружин с учетом имеющейся региональной нормативной правовой базы, схожих задач и функций субъектов сотрудничества, общих интересов по направлениям деятельности.
В первом полугодии 2011 года заключены соглашения о сотрудничестве в субъектах Российской Федерации, где имеются народные дружины, в том числе в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Краснодарском крае, Тюменской и Омской областях.
В других регионах данная работа продолжается.