Одним из важных условий реального обеспечения права граждан на жилище является сохранение за временно отсутствующими жилой площади. По общему правилу, в случае временного отсутствия нанимателя право на площадь за ним сохраняется в течение шести месяцев. Если отсутствие продолжалось свыше шести месяцев по уважительным причинам, этот срок может быть продлен наймодателем, а в случае спора — судом (ст. 306 ГК РСФСР). Для лиц, находящихся под стражей в связи с производством предварительного следствия или рассмотрением дела в суде, установлены особые правила сохранения жилой площади. В ГК всех союзных республик предусмотрено, что при заключении под стражу право на площадь за гражданами сохраняется в течение всего времени нахождения под следствием или судом до момента приведения приговора в исполнение, даже если расследование и рассмотрение дела в суде или то и другое в отдельности продолжалось более шести месяцев.
Если в связи с пребыванием под стражей вся площадь или ее часть, составляющая излишки, будет изъята или заселена другими лицами, то в случае прекращения уголовного дела в стадии предварительного следствия, при вынесении оправдательного приговора либо приговора, не связанного с лишением свободы, ссылкой, высылкой, а также при осуждении на срок менее шести месяцев, наниматель вправе требовать освобождения ранее занимаемого жилого помещения и вселения в него, независимо от того, сколько времени он находился под стражей. С момента освобождения из под стражи право на площадь сохраняется на общих основаниях, т. е. в течение шести месяцев.
Вопрос о сохранении жилой площади за нанимателем, осужденным к лишению свободы, ссылке или высылке на срок свыше шести месяцев, в союзных республиках решается по-разному. В пяти республиках (Латвийской, Литовской, Казахской, Узбекской, Эстонской) наличие семьи не имеет значения для сохранения права на площадь: в Латвийской и Эстонской ССР осужденные сохраняют право на площадь до дня приведения приговора в исполнение, а в Казахской, Литовской и Узбекской — в течение шести месяцев со дня приведения приговора в исполнение. В РСФСР и девяти других союзных республиках договор найма жилого помещения считается расторгнутым с момента приведения приговора в исполнение лишь в том случае, если в жилом помещении не остались проживать члены семьи осужденного. Такое решение более удачно. ГК Латвийской и Эстонской ССР не учитывают реальную возможность отмены (изменения) приговора и, следовательно, возвращения осужденного на площадь до истечения шести месяцев со дня приведения приговора в исполнение. Как показала практика, в большинстве случаев отмена (изменение) приговора наступает в течение именно этого времени.