Вопросы и ответы

 ? Об увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы по п. «м» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.

1. Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками УИС регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (далее ‒ Положение), действие которого распространено на сотрудников учреждений и органов УИС в силу статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием УИС», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах УИС, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76 (далее – Инструкция), и иными нормативными правовыми актами. Согласно части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ‒ ТК РФ) на сотрудников в части не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим службу в УИС, распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Одновременно следует учитывать, что согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностным лицами, а выраженная в постановлениях КС РФ позиция о соответствии Конституции Российской Федерации смысла нормативного правового акта или отдельного его положения, придаваемого им правоприменительной практикой, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления КС РФ.

Согласно статье 9 Положения гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость, а также если он не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

В соответствии с пунктом «м» части первой статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Как неоднократно указывал КС РФ, законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления КС РФ от 06.06.1995 № 7-П, от 18.03.2004 № 6-П, от 21.03.2014 № 7-П и от 11.11.2014 № 29-П; определения КС РФ от 21.12.2004 № 460-О, от 16.04.2009 № 566-О-О,
от 25.11.2010 № 1547-О-О, от 23.04.2015 № 800-О и от 22.12.2015 № 2780-О).

Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая правоохранительную службу (иные виды государственной службы), и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Данные правовые позиции носят общий характер и в равной мере применимы к гражданам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, на которых до принятия федерального закона о службе в УИС распространено действие Положения (Определение КС РФ от 29.01.2015 № 23-О).

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2010 № 157-ФЗ часть первая статьи 9 и пункт «м» части первой статьи 58 Положения были изложены в новой редакции: часть первая статьи 9 закрепила запрет приема на службу граждан, в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, а пункт «м» части первой статьи 58 предусмотрел возможность увольнения сотрудников со службы в указанных случаях. Внесенные изменения были направлены на комплектование правоохранительных органов (органов иных видов государственной службы) лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, обладающими профессиональным правосознанием и не допускающими нарушения закона, и обусловлены особыми задачами, принципами организации и функционирования правоохранительной службы (иных видов государственной службы), а также необходимостью поддержания доверия граждан к лицам, находящимся на службе в органах внутренних дел. Исходя из пояснительной записки к проекту Федерального закона № 157-ФЗ (проект № 253758-5), вносимые им изменения устанавливают ограничение при приеме на службу в органы внутренних дел, а также расширяют перечень оснований для увольнения из органов внутренних дел для лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям (абзац первый пояснительной записки). Принятие это закона обусловлено необходимостью укрепления кадрового состава органов внутренних дел и повышения авторитета этой структуры в обществе, а также предотвращения возможности манипулирования кадровыми решениями и противодействия коррупции (абзац 2 и 43 пояснительной записки). Задачей (смыслом) закона является законодательное закрепление запрета прохождения службы лицами, освобожденными от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (абзац 6 пояснительной записки).

Исходя из позиции КС РФ, выраженной в определениях от 05.06.2014 № 1211-О и от 29.01.2015 № 23-О, данное регулирование, хотя оно непосредственно и не предусматривало обязательность увольнения сотрудников со службы при наступлении указанных обстоятельств, не предполагало тем не менее продолжения ими службы, поскольку в противном случае сотрудники органов внутренних дел ставились бы в привилегированное положение по сравнению с лицами, желающими поступить на службу, но не имеющими права на ее прохождение по названным причинам, и нарушались бы конституционные принципы равенства и справедливости, не достигалась бы установленная при введении соответствующих правоограничений цель комплектования органов внутренних дел лицами, имеющими высокие нравственные качества.

Учитывая изложенное, сотрудники УИС, имевшие или имеющие судимость, осужденные за преступления, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, а также в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием подлежат увольнению в соответствии с пунктом «м» части первой статьи 58 Положения.

При этом в правоприменительной практике следует учитывать постановления КС РФ от 18.04.2017 № 12-П, 21.03.2014 № 7-П и 11.11.2014 № 29-П по вопросу увольнения со службы сотрудника в связи с совершением деяния, преступность которого на момент решения вопроса о его увольнении устранена уголовным законом (декриминализирована). Поскольку правовое значение декриминализации носит общий характер и не меняется в зависимости от того, по какому основанию было прекращено уголовное преследование лица, привлекавшегося к ответственности за декриминализованное впоследствии деяние, а также от того, какое действие или бездействие (относящееся к делам частного либо публичного обвинения) новым уголовным законом не признается более общественно опасным, КС РФ выразил позицию о недопустимости наступления неблагоприятных последствий для сотрудника, совершившего деяние, которое на момент решения вопроса о его увольнении не признается преступлением.

То есть, не могут быть уволены по пункту «м» части первой статьи 58 Положения сотрудники УИС, имевшие или имеющие судимость, осужденные за преступления, в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием за деяние, преступность которого на момент решения вопроса об их увольнении устранена законом (декриминализирована).

Таким образом сотрудники УИС подлежат увольнению по пункту «м» части первой статьи 58 Положения, если они имеют или имели судимость, осуждены за преступления, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, а также в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, кроме случаев, когда на момент рассмотрения вопроса об увольнения со службы преступность совершенного ими деяния устранена уголовным законом (декриминализирована).

В правоприменительной практике необходимо так же учитывать, что перечень оснований для увольнения по пункту «м» части первой статьи 58 Положения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем прекращение уголовного преследования в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия, вследствие изменения обстановки или за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело могло быть возбуждено не иначе как по его жалобе, хоть и относятся к прекращению уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, в качестве основания для увольнения сотрудника по пункту «м» части первой статьи 58 Положения (в том числе и по аналогии закона) применимо быть не может.

2. По мнению некоторых лиц, основанном на позиции, выраженной в постановлении КС РФ от 08.12.2015 № 31-П, в качестве обоснования возможности оставления сотрудника на службе в УИС следует учитывать срок, прошедший с момента совершения преступления, а также с момента снятия или погашения судимости, его последующее положительное поведение и отношение к исполнению служебных обязанностей.

Данное мнение представляется ошибочным.

В постановлении КС РФ от 08.12.2015 № 31-П пункт «м» части первой статьи 58 Положения являлся предметом рассмотрения только в той мере, в какой на его основании решался вопрос об увольнении со службы осужденного за совершение преступление сотрудника, замещающего должность пожарного в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее ‒ ГПС).

Выражая позицию, КС РФ указал что пункт «м» части первой статьи 58 Положения не предполагает безусловного увольнения исключительно сотрудников ГПС, характер осуществления профессиональной деятельности, а также возлагаемые обязанности и условия их исполнения у которых связаны с функциями пожарного надзора, организации профилактики пожаров, осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах. Как отметил КС РФ исходя из специфики задач по ликвидации пожаров и их последствий распространение нормы пункта «м» части первой статьи 58 Положения, изначально предназначенной для регулирования отношений, возникающих при прохождении службы в органах внутренних дел, на сотрудников ГПС не должно приводить к установлению ограничений, не обусловленных характером осуществляемой ими деятельности или исполняемых ими должностных обязанностей.

При этом КС РФ указал, что выраженная позиция не исключает правомочие федерального законодателя при совершенствовании правового регулирования порядка прохождения службы с учетом специфики задач, предусмотреть основанную на различиях в характере и условиях служебной деятельности и в должностных обязанностях сотрудников дифференциацию их правового статуса с соблюдением баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.

Служба в учреждениях и органах УИС, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, по своей правовой природе сходна со службой в органах внутренних дел и непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановления КС РФ от 26.12.2002 № 17-П, 15.10.2013 № 21-П, 26.05.2015 № 11-П и 18.04.2017 № 12-П).

По смыслу правовых позиций, сформулированных КС РФ в постановлении от 26.12.2002 № 17-П, лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников (определение КС РФ от 09.12.2014 № 2749-О).

Действующие в системной связи Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон) и Положение устанавливают для сотрудников УИС специальные правила ее прохождения с учетом стоящих перед УИС задач, специфики служебной деятельности, направленной в том числе на обеспечение надлежащего исполнения уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных, а также на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования.

Сотрудники УИС в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут быть уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности. На территории Российской Федерации все сотрудники УИС независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений (статья 26 Закона). При этом сотрудники УИС в отличие от сотрудников ГПС имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие, в том числе и огнестрельное (статьи 28 – 31 Закона). Законные требования сотрудников УИС обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами, а неисполнение таких требований, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению сотрудником УИС своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке (статья 32 Закона).

С учетом изложенного постановление КС РФ от 08.12.2015 № 31-П к сотрудникам УИС применяться не может, поскольку служба в учреждениях и органах УИС является особым видом государственной службы, которая в отличие от службы в ГПС, предполагает выполнение обязанностей по охране правопорядка и существенно различается по характеру осуществления профессиональной деятельности и условиям службы сотрудников.

Данные довод подтверждается принятыми после Постановления КС РФ от 08.12.2015 № 31-П определениями КС РФ от 07.07.2016 № 1424-О и № 1425-О, в которых КС РФ подтвердил, что вывод в Постановлении КС РФ от 08.12.2015 № 31-П основан только на характере осуществляемой пожарными деятельности и специфики выполняемых ими обязанностей, связанных исключительно с ликвидацией пожара и его последствий, и нет оснований для распространения правовой позиции КС РФ, выраженной в этом постановлении, применительно к увольнению сотрудника, должность которого предполагает иной характер и условия деятельности.

Исходя из содержания статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее ‒ УК РФ) наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. То есть, последствия судимости имеют не только уголовно-правовое значение, влияя на квалификацию и назначение наказания, но и общеправовое значение, состоящие в запрете на прохождение отдельных видов государственной службы и выполнение трудовых функций.
По смыслу части 6 статьи 86 УК РФ погашение или снятие судимости не отменяет вступивший в силу приговор суда, а только аннулирует его уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку как кандидата для поступления на службу, так и проходящего службу сотрудника УИС. Запрет, установленный статьей 9 Положения, носит безусловный (императивный) характер и связывается лишь с самим фактом осуждения гражданина за совершение преступления в прошлом ‒ «если он имел», который, в свою очередь, является обстоятельством, препятствующим его службе в УИС, вне зависимости от снятия или погашения судимости в дальнейшем. То есть, исходя из буквального толкования Положения федеральный законодатель не связывает время привлечения к уголовной ответственности или освобождение от нее по нереабилитирующим основаниям со временем наступления правовых последствий при разрешении вопросов приема или увольнения со службы.

Нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения по прекращению службы в УИС срока давности для увольнения по пункту «м» части первой статьи 58 Положения не установлено. Увольнение по данной статье осуществляется после получения руководителем учреждения или органа УИС сведений, подтверждающих наличие соответствующих обстоятельств и фактов для увольнения.

Действия и решения должностных лиц и коллегиальных органов учреждений и органов УИС должны соответствовать требованиям законодательства, в соответствии с которым указанные субъекты не наделены полномочиями по принятию решения об оставлении на службе сотрудников, подлежащих увольнению по пункту «м» части первой статьи 58 Положения.

3. Для соблюдения законности увольнения по пункту «м» части первой статьи 58 Положения сотрудник должен быть уволен приказом уполномоченного руководителя учреждения или органа УИС и с соблюдением установленного законодательством порядка (проведение и оформление листа беседы, расчет и объявление выслуги лет для назначения пенсии, оформление и доведение представления к увольнению, оформление и вручение направления на ВВК, доведение приказа об увольнении, выдача полагающегося денежного довольствия и трудовой книжки в день увольнения или отправка соответствующего письма и т.д.).

При реализации процедуры увольнения по пункту «м» части первой статьи 58 Положения следует учитывать ряд особенностей:

а) Согласно статье 60 Положения ставить сотрудника в известность о предстоящем увольнении не требуется.

б) Поскольку увольнение по пункту «м» части первой статьи 58 Положения производится не по инициативе руководителя учреждения или органа УИС, а по независящим от сторон обстоятельствам (Определение КС РФ от 24.09.2014 № 1415-О), предусмотренные статьями 81 и 261 ТК РФ ограничения не применяются, то есть временная нетрудоспособность, пребывание в отпусках, в том числе и в отпуске по уходу за ребенком, беременность не являются препятствием для увольнения.

в) Увольнение по пункту «м» части первой статьи 58 Положения не является увольнением по положительным обстоятельствам, поэтому, исходя из пунктов 17.15 и 17.19 Инструкции, сотрудник не обладает правом выбора другого (положительного) основания для своего увольнения, в том числе и после увольнения со службы.

г) Если сотрудник не подаст рапорт об отказе от освидетельствования на ВВК, ему оформляется и вручается направление на ВВК. Вместе с тем, на основание увольнения (по пункту «м» части первой статьи 58 Положения) заключение ВВК не влияет, время на прохождение ВВК не предоставляется (освидетельствование на ВВК может осуществляться после увольнения со службы), и после увольнения заключение ВВК не может являться основанием для изменения статьи увольнения.

д) Исходя из части 5 статьи 46 Положения, статьи 127 ТК РФ и пунктов 71 – 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269, отпуска сотруднику не предоставляются, а выплачивается денежная компенсация за все не использованные отпуска, в том числе и в году увольнения.

е) В соответствии со статьей 61 Положения при увольнении сотрудника по пункту «м» части первой статьи 58 Положения стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по данному основанию может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством (например: обязанность возместить затраты на его обучение).

Изложенная позиция подтверждается правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 26.10.2012 № 78-КГ12-21) и судов субъектов Российской Федерации (апелляционные определения Верховного суда Республики Адыгея от 26.05.2015 № 33-600/2015, от 10.06.2016 № 33-840/2016; Тамбовского областного суда от 19.10.2015 № 33-2974/2015; Верховного суда Республики Бурятия 13.05.2015 № 33-1594/2015, от 10.09.2014 № 33-3272; Верховного суда Республики Хакасия от 24.05.2016 № 33-1516/2016; Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2016 № 33-1629/2015-51/2016; Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2016 № 33-4122/2016, от 08.08.2016 № 33-4239/2016; Пермского краевого суда от 21.04.2014 № 33-3287/2014, от 11.07.2016 № 33-7945/2016, от 05.12.2016 № 33-14962/2016,; Хабаровского краевого суда от 17.06.2016 № 33-4192/2016; Приморского краевого суда от 30.08.2016 № 33-8897/2016, от 25.10.2016 № 33-11205/2016, от 25.10.2016 № 33-11238/2016; Самарского областного суда от 15.11.2016 № 33-14956/2016; Свердловского областного суда от 25.03.2016 № 33-5482/2016, от 21.10.2016 № 33-18683/2016, от 26.10.2016 № 33-19033/2016, от 10.11.2016 № 33-19526/2016; Новгородского областного суда от 22.06.2016 № 33-1305/2016; Ростовского областного суда от 25.08.2016 № 33-14824/2016; Смоленского областного суда от 11.05.2016 № 33-1618/2016, от 24.05.2016 № 33-1883/2016; Курского областного суда от 24.05.2016 № 33-1451/2016; Кемеровского областного суда от 15.03.2016 № 33-2985/2016; Владимирского областного суда от 10.11.2016 № 33-4503/2016; Челябинского областного суда от 17.10.2016 № 11-13713/2016; Определение Московского городского суда от 12.11.2010 № 33-35135 и др.).

Наличие вступившего в законную силу решения суда о восстановлении в должности (на службе в УИС) уволенного по пункту «м» части первой статьи 58 Положения сотрудника, в котором основанием для восстановления послужило нарушение установленной процедуры увольнения, не является уважительной причиной для оставления его на службе, так как не препятствует повторному увольнению сотрудника по данной статье Положения с условием устранения выявленного судом нарушения и соблюдения установленной процедуры увольнения.

? Порядок приема на службу в учреждения и органы ФСИН России.


В соответствии со статьей 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, (далее – Положение) на службу в УИС принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

Решение о приеме кандидата на службу принимается начальником учреждения или органа УИС в пределах своей компетенции.

По вопросу трудоустройства гражданам необходимо обратиться в кадровый аппарат территориального органа, в котором они хотят проходить службу, информация об адресах и контактных телефонах размещена на официальном сайте ФСИН России (www.fsin.su) в разделе главного меню «Территориальные органы».


? Порядок увольнения из уголовно-исполнительной системы.


Основания увольнения определены статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Увольнение может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа уголовно-исполнительной системы.

Основанием для увольнения по инициативе сотрудника является соответствующий рапорт. Данным рапортом сотрудник ставит в известность своего руководителя о намерении прекратить службу не позднее, чем за 14 дней до увольнения. По согласованию между руководителем и сотрудником, он может быть уволен и до истечения данного срока. Срок предупреждения начинает свое течение со следующего дня после того, как руководителю стало известно о намерении сотрудника уволиться. В течение данного периода времени сотрудник может отозвать свой рапорт об увольнении. После издания приказа об увольнении сотрудника рапорт отзыву не подлежит. Последний день срока предупреждения об увольнении является последним рабочим днем. В этот день сотруднику выдается трудовая книжка, выписка из приказа об увольнении и другие документы, связанные с увольнением, а также производится окончательный расчет.

Основанием для увольнения сотрудника по инициативе руководства является уведомление о предстоящем увольнении, а если увольнение связано с состоянием здоровья сотрудника – заключение военно-врачебной комиссии. Сотрудник должен быть уведомлен о предстоящем увольнении не позднее, чем за два месяца до увольнения, кроме случаев увольнения по пунктам «д», «ж», «к», «л», «м», «н», «о», «п» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.


? Зачисление сотрудников УИС в распоряжение. Денежное довольствие и иные выплаты сотрудникам, находящимся в распоряжении.


Основания нахождения сотрудника в распоряжении определены частью первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.

По пункту «а» части первой статьи 16.1 Положения сотрудники могут быть зачислены в распоряжение при проведении организационно-штатных мероприятий на срок не более двух месяцев.

Зачисление в распоряжение по пункту «б» части первой статьи 16.1 Положения производится в отношении:

сотрудников, освобожденных от замещаемой должности указом Президента Российской Федерации или приказом директора ФСИН России, для решения вопроса о дальнейшем прохождении ими службы;

сотрудников, освобожденных от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью – в случае истечения срока действия индивидуального контракта о службе в УИС (далее – контракт) в период временной нетрудоспособности;

выпускников образовательных учреждений ФСИН России, МВД России, МЧС России – по окончании отпуска в связи с окончанием соответствующего образовательного учреждения;

в случаях, когда в связи с перемещением или увольнением сотрудник не в состоянии исполнять служебные обязанности по замещаемой должности в полном объеме либо когда перемещаемому или увольняемому сотруднику необходимо передать дела по ранее замещаемой должности сотруднику, вновь назначенному на эту должность.

Срок нахождения в распоряжении по указанному основанию составляет период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца.

По пункту «в» части первой статьи 16.1 Положения зачисляются в распоряжение лица, служба которых была приостановлена на основании статьи 24.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и статьи 20.1 Положения.

В соответствии с указанными законодательными актами Российской Федерации сотруднику, служба которого была приостановлена в связи с избранием (назначением) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделением полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранием депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначением на должность главы местной администрации, после прекращения указанных полномочий гарантируется предоставление ранее занимаемой должности, а при ее отсутствии – другой равноценной должности по прежнему либо с его согласия иному месту службы.

В данном случае сотрудник зачисляется в распоряжение на период трудоустройства, но не более трех месяцев.

По пункту «г» части первой статьи 16.1 Положения в распоряжение могут зачисляться сотрудники, направляемые на медицинское обследование (освидетельствование) военно-врачебной комиссией (далее – ВВК), в связи с освобождением на основании статьи 44.1 Положения от исполнения служебных обязанностей из-за временной нетрудоспособности более четырех месяцев в календарном году или менее этого срока, если заболевание (травма) влечет стойкую утрату трудоспособности.

Сотрудник может находиться в распоряжении по данному основанию в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования ВВК, но не более двух месяцев.

По пункту «д» части первой статьи 16.1 Положения сотрудник может зачисляться в распоряжение при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем).

Направление сотрудника на медицинское обследование или медицинское освидетельствование ВВК в данном случае не обязательно.

Сотрудник может находиться в распоряжении по данному основанию в период болезни, но не более одного года.

По пункту «е» части первой статьи 16.1 Положения в распоряжение могут зачисляться сотрудники, направляемые в служебные командировки на срок более одного года, в том числе за границу, на срок служебной командировки и в период трудоустройства по окончании служебной командировки на период трудоустройства, но не более трех месяцев.

По пункту «ж» части первой статьи 16.1 Положения сотрудник может быть зачислен в распоряжение в связи с восстановлением в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность.

В соответствии со статьей 65 Положения сотрудники, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от замещаемой должности, а также незаконно уволенными со службы, подлежат восстановлению соответственно в должности, на службе в УИС.

Основанием для восстановления в должности, на службе являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке сотрудника о его восстановлении на службе.

Сотрудник может находиться в распоряжении по данному основанию в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

По пункту «з» части первой статьи 16.1 Положения в распоряжение могут зачисляться сотрудники, увольняемые из УИС по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «е», «ж», «з» статьи 58 Положения, пребывающие в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы.

При этом они освобождаются от замещаемой должности и зачисляются в распоряжение с последующим увольнением из УИС.

Сотрудник может находиться в распоряжении по данному основанию в период пребывания в неиспользованном отпуске, но не более шести месяцев.

По пункту «и» части первой статьи 16.1 Положения сотрудник может быть зачислен в распоряжение по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти Российской Федерации, а также к организациям.

Сотрудник может находиться в распоряжении по данному основанию в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Зачисление сотрудника в распоряжение во всех случаях оформляется приказом руководителя соответствующего учреждения или органа УИС с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку.

В срок нахождения в распоряжении не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.

До назначения на другую должность или увольнения из УИС зачисленный в распоряжение сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания руководителя соответствующего учреждения или органа УИС либо другого начальника, уполномоченного руководителем учреждения или органа УИС (далее – уполномоченный руководитель), который закрепляется приказом.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем учреждении или органе УИС (их подразделении).

К сотруднику, зачисленному в распоряжение, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением.

Для сотрудников, зачисленных в распоряжение, начальниками учреждений или органов УИС или уполномоченными руководителями определяются рабочие места, утверждаются планы работы.

В случае нарушения сотрудниками, зачисленными в распоряжение, служебной дисциплины, уполномоченными руководителями вносятся руководителю учреждения или органа УИС, в распоряжение которого зачислены соответствующие сотрудники, предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

Период нахождения сотрудника в распоряжении засчитывается в стаж службы в УИС, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.

В выслугу лет для назначения пенсии период нахождения в распоряжении засчитывается в льготном исчислении – на условиях, установленных для учреждения или органа УИС, в распоряжении которого находится сотрудник.

Сотруднику, зачисленному в распоряжение учреждения или органа УИС по любому из оснований, указанных в части первой статьи 16.1 Положения, на период нахождения в распоряжении сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.

По решению начальника соответствующего учреждения или органа УИС сотруднику могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей и при условии издания соответствующего приказа.

Предложения о выплате сотрудникам, зачисленным в распоряжение, указанных выплат вносятся уполномоченными руководителями руководителю соответствующего учреждения или органа УИС.

Сотруднику, находящемуся в распоряжении, в период его освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках, сохраняется размер денежного довольствия, выплачиваемый ему на день, предшествующий освобождению от исполнения служебных обязанностей по болезни или предоставлению отпуска.

Сотрудникам, зачисленным в распоряжение, предоставляются в полном объеме иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.


? Порядок восстановления на службе в уголовно-исполнительной системе.


В соответствии со статьями 65 и 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации основанием для восстановления на службе в уголовно-исполнительной системе являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органов внутренних дел о его восстановлении на службе. Решение о восстановлении на службе в уголовно-исполнительной системе, принятое компетентным должностным лицом ФСИН России, Президентом Российской Федерации или судом, подлежит немедленному исполнению.

Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе осуществляется путем назначения уволенного сотрудника уголовно-исполнительной системе на занимаемую им ранее должность либо с его согласия на равнозначную ей должность.

            О проекте федерального закона № 674436-6 «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (об увеличении предельного возраста пребывания на службе)

            В целях закрепления в уголовно-исполнительной системе квалифицированных сотрудников, обладающих большим профессиональным опытом, навыками и знаниями, а также в целях формирования единых правовых подходов к организации государственной службы с учетом особенностей видов государственной службы Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (Депутаты Государственной Думы А.Е.Хинштейн, В.С.Вшивцев, Р.Ш.Шайров, И.Б.Богуславский, А.Б.Выборный, И.Е.Костунов, В.В.Гутенев) подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

            Указанным законопроектом предусматривается увеличение установленных предельных возрастов пребывания на службе сотрудников, проходящих службу в соответствующих специальных званиях на пять лет.

             В этой связи, в статью 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» предусматривается внесение соответствующих изменений, которые определяют новые пределы возраста пребывания на службе сотрудников, имеющих звания:

рядового, младшего, среднего начальствующего состава, а также старшего начальствующего состава до подполковников полиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно - 50 лет;

полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции - 55 лет;

генерал-майора полиции, генерал-майора внутренней службы, генерал-майора юстиции - 60 лет;

генерал-полковника полиции, генерал-полковника внутренней службы, генерал-полковника юстиции - 65 лет.

        В целях недопущения внесения в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства законопроектом предусматривается предоставить сотрудникам право выбора срока их предельного пребывания на службе.

       Так сотрудникам, заключившим контракт о службе на неопределенный срок до дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются проходящими службу на условиях, установленных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», если они до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не изъявят в письменном виде желание об отказе от изменения им предельного возраста пребывания на службе.

          Сотрудникам, заключившим контракт на неопределенный срок до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе решение о продлении срока службы сверх установленного предельного возраста по которым принято до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отказавшиеся от изменения им предельного возраста пребывания на службе, могут состоять на службе до достижения предельного возраста, установленного статьей 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

         30.06.2015 проект федерального закона «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации и принят в первом чтении.

? Порядок перевода из одного учреждения или органа УИС в другой для дальнейшего прохождения службы.


Перемещение сотрудника уголовно-исполнительной системы производится в соответствии со статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пунктом 8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, и на основании его рапорта, согласованного с руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в котором сотрудник проходит службу, а также с руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, куда перемещается сотрудник.

После согласования рапорта учреждением или органом, в который предполагается перемещение сотрудника, запрашивается его личное дело. После изучения его личного дела, при положительном решении вопроса о перемещении сотрудника, в учреждение или орган, в котором проходит службу сотрудник, направляется запрос на его откомандирование.

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа уголовно-исполнительной системы с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку. Служебные отношения с сотрудником уголовно-исполнительной системы по прежнему месту службы сохраняются до назначения его на должность приказом по новому месту службы.


? Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.


В уголовно-исполнительной системе служебные поверки проводятся: по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Порядок организации и проведения служебных проверок  регламентирован приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198.


? Предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.


По данному вопросу ФСИН России подготовлены и направлены в структурные подразделения ФСИН России, территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, методические рекомендации от 7 сентября 2011 г. № 7-16877-04.

Указанные методические рекомендации размещены на интернет-портале ФСИН России.


? Порядок оформления удостоверений ветерана боевых действий.


Оформление и выдача удостоверений ветерана боевых действий в ФСИН России производятся на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и приказа Минюста России от 11.07.2006 № 249 «Об утверждении Правил оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Удостоверение выдается ветерану под расписку.

При заполнении удостоверения записи в строках «Наименование государственного органа, выдавшего удостоверение», «фамилия», «имя», «отчество» производятся без сокращений.

При заполнении пустой строки после слов: «Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом» делается запись «1», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», или запись «2», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, или запись «3», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 указанного Закона.

Удостоверение подписывается выдавшим его должностным лицом и заверяется печатью. Фотография предъявителя удостоверения также заверяется печатью.

Если в удостоверение внесена неправильная или неточная запись, заполняется новое удостоверение, а испорченный бланк уничтожается, о чем составляется акт.

Выданные удостоверения регистрируются в книге учета удостоверений ветерана боевых действий (согласно приложению), которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью должностного лица, выдавшего удостоверение, и печатью.

Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат.

Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.

Бланки удостоверения являются документами строгой отчетности и выдаются по заявке лицу, ответственному за учет, хранение и выдачу удостоверений.

Удостоверение ветерана боевых действий может выдаваться в случае, если пришло в негодность или утрачено свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образец которого утвержден до 1 января 1992 г.

Пришедшее в негодность свидетельство (удостоверение) о праве на льготы уничтожается, о чем составляется акт.

Основанием для выдачи удостоверения указанным лицам является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им гарантий и компенсаций», либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Для получения удостоверения лица, проходившие службу в УИС, представляют в кадровое подразделение по месту службы (жительства) заявление о выдаче удостоверения, фотографию размером 3 x 4 см, а также документы, подтверждающие выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в составе Оперативной группы уголовно-исполнительной системы на Северном Кавказе.

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов, справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.

Так выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона подтверждается справками Оперативной группы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН России) на Северном Кавказе.

При заполнении удостоверения записи в строках «Наименование государственного органа, выдавшего удостоверение», «фамилия», «имя», «отчество» производятся без сокращений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Удостоверение подписывает Министр юстиции Российской Федерации, в пределах своих полномочий директор ФСИН России либо лица, их замещающие. Подпись и фотография на удостоверении заверяются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, то по заявлению ветерана выдается дубликат удостоверения в установленном порядке. Испорченный при оформлении бланк удостоверения или пришедшее в негодность удостоверение уничтожаются при выдаче нового, о чем составляется акт.


? Порядок и основания представления работников уголовно исполнительной системы к награждению ведомственными наградами.


Медаль «Ветеран уголовно-исполнительной системы России».

В соответствии с приказом ФСИН России от 10.11.2005 № 855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» медалью «Ветеран уголовно-исполнительной системы России» награждаются сотрудники уголовно-исполнительной системы, безупречно прослужившие в уголовно-исполнительной системе 25 и более календарных лет и награжденные медалями за выслугу лет I, II и III степени.


Медаль «За доблесть в службе».

В соответствии с Положением о медали «За доблесть в службе», утвержденным приказом ФСИН России от 10.11.2005 № 855, медалью награждаются сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний. Награждение медалью производится по ходатайству руководителя территориального органа, образовательного учреждения профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний:

за смелые и решительные действия, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни;

за самоотверженные действия по защите жизни и здоровья людей;

за умело организованные и совершенные действия по предотвращению и раскрытию преступлений в уголовно-исполнительной системе.

Статус ветерана боевых действий не является основанием для представления к награждению медалью «За доблесть в службе».


Звание «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного федерального закона ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.


Почетная грамота ФСИН России.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте и об объявлении благодарности директора Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом ФСИН России от 05.04.2011 № 201, Почетной грамотой награждаются:

за заслуги в обеспечении исполнения уголовных наказаний, развитии уголовно-исполнительной системы, повышении престижа службы, способствующие укреплению законности и правопорядка;

за организацию работы и достижение высоких показателей в служебной и трудовой деятельности учреждений и органов УИС;

за продолжительную и безупречную службу, высокий профессионализм, инициативу и усердие, образцовое исполнение служебных обязанностей, служебного долга.

При этом согласно Положению о награждении ведомственными наградами Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 29.06.2011 № 323, оформляется соответствующее представление, в котором должны отражаться конкретные заслуги представляемого к награждению.


? Присвоение специальных званий.


Присвоение специальных званий в порядке поощрения.

Статьей 30 Положения предусмотрена возможность присвоения специальных званий начальствующего состава до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании (досрочно) или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения, но эта норма не является обязательной.

Специальные звания в порядке поощрения присваиваются за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.

Право предоставления сотрудников к присвоению очередных специальных званий в порядке поощрения принадлежит начальникам территориальных органов ФСИН России.

В соответствии с указанием ФСИН России от 07.12.2009 № 10/1-5163 при рассмотрении вопроса о присвоении специальных званий в порядке поощрения учитываются показатели оперативно-служебной деятельности органа, учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых проходят службу представляемые к данному виду поощрения сотрудники, а в характеризующих материалах к присвоению специальных званий отражаются конкретные результаты, достигнутые сотрудниками в оперативно-служебной деятельности.

Специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются начальниками соответствующих территориальных органов или учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а среднего и старшего начальствующего состава – директором ФСИН России.

Специальное звание присваивается досрочно в пределах звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, а сотрудникам органов внутренних дел, имеющим ученую степень или ученое звание, может быть присвоено на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).

Согласно указанию ФСИН России от 30.08.2011 №7-16282-02 время замещения сотрудником уголовно-исполнительной системы должности, по которой предусмотрено присваиваемое звание, должно быть не менее одного года, срок выслуги в имеющемся специальном звании (за исключением сотрудников, отличившихся при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по мотивированным ходатайствам руководителей ОГ ФСИН России) должен составлять в случае представления к присвоению очередного специального звания досрочно не менее половины срока, установленного статьей 24 Положения. В случае представления к присвоению очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности – не менее полуторного срока, установленного указанной статьей.

Анализ обращений поступающих от сотрудников показывает, что значительное их количество происходит из-за слабого знания и неправильного применения руководителями учреждений и работниками кадровых подразделений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы присвоения званий.


Зачет воинских званий при присвоении специальных званий.

В соответствии со статьей 29 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, действие которого распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ, при назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего составов первые специальные звания присваиваются в соответствии с имеющимися у них воинскими званиями.

При присвоении очередных специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы зачет срока службы в воинских званиях Положением не предусмотрен.

На основании статьи 22 Положения очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении срока выслуги в предыдущем звании, который установлен статьей 24 Положения.


Присвоение первых специальных званий сотрудникам УИС, ранее проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и в правоохранительных (силовых) органах стран СНГ.

Зачет службы в специальных званиях, присвоенных в период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и в правоохранительных (силовых) органах стран СНГ, при присвоении специальных званий внутренней службы законодательством не предусмотрен.

Статьей 22 Положения предусмотрена возможность присвоения первых специальных званий гражданам при назначении на должности старшего начальствующего состава до майора включительно, однако эта норма не является обязательной. Право представления сотрудников территориальных органов к присвоению первых специальных званий принадлежит начальникам соответствующих территориальных органов.


? Социальные гарантии и страхование сотрудников уголовно-исполнительной системы.


Предоставление мест в учреждениях дошкольного образования детям сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Законодательством Российской Федерации первоочередное предоставление мест в учреждениях дошкольного образования детям сотрудников уголовно-исполнительной системы не предусмотрено.

Вместе с тем, в настоящее время в Правительстве Российской Федерации рассматривается проект федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено установление права на первоочередное предоставление мест в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях для сотрудников этих органов, в число которых входит ФСИН России.


Оплата стоимости путевок в детские оздоровительные организации.

На основании Правил осуществления выплат для оплаты стоимости путевок в детские оздоровительные организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (далее – Правила) сотрудникам уголовно-исполнительной системы осуществляются выплаты для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно.

Согласно п.1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным детям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. То есть правовой статус усыновителей в целом не отличается от правового статуса родителей ребенка.

Следовательно, при соблюдении всех иных условий, определенных Правилами, усыновители имеют право на выплаты денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей.

О порядке учета рабочего времени сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе при выполнении ими служебных обязанностей сверх установленного времени.

Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, добровольно выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодатель определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

В соответствии с частью первой статьи 44 Положения о службе в органах внутренних дел на сотрудников распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.

При этом нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Сотрудникам, работающим по сменному графику, в обязательном порядке в течение смены предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается.

На участках службы (работы), где по ее условиям предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, сотрудникам обеспечивается возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

В необходимых случаях сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде (может быть предоставлена денежная компенсация или дополнительные дни (часы) отдыха).

Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка. Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы .

Размеры и порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной законом продолжительности рабочего времени установлены Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269.

Реформирование денежного довольствия.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» реформа денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц и сотрудников правоохранительных органов будет проведена в два этапа: с 2012 года – в Вооруженных Силах Российской Федерации и системе МВД России, с 2013 года – в остальных силовых ведомствах.

Вместе с тем, в развитие положений Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» принят Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Частью третьей статьи 20 данного закона установлено, что его положения в части структуры денежного довольствия с 01.01.2013 будут распространяться на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предполагаемая отмена существующих надбавок компенсируется увеличением окладов по должности и званию. Таким образом, размер денежного содержания сотрудников УИС не только сохранится, но и увеличится.


Страхование сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Закон) жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала и по день окончания службы.

В соответствии со статьей 4 Закона установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы является страховым случаем.

Вместе с тем сообщаем, что порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС определены Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.04.2006 № 114.

Для получения страховой суммы застрахованный запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, военно-врачебной комиссии и представляет страховщику необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы документы.

Специальная оценка условий труда как основание для предоставления законодательно установленных социальных гарантий и компенсаций медицинским работникам из числа гражданского персонала при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.

В деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы часто возникают вопросы, связанные с основанием для предоставления законодательно установленных социальных гарантий и компенсаций медицинским работникам при работе во вредных и (или) опасных условиях труда, в связи с чем, разъясняем.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ‒ Закон). Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (пункт 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113). В силу части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

В соответствии со статьей 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (статья 7 Закона).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (часть 4 статьи 8 и 17 Закона).

Согласно части 4 статьи 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу Закона (01.01.2014) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона (например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест).

Следует отметить, что мероприятия по выявлению потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов производятся на основании приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», в котором установлены требования к реализуемым в рамках специальной оценки условий труда процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (пункт 1 Методики).

Статьей 14 Закона установлены классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно части 2 статьи 8 Закона специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 статьи 4 Закона устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В свою очередь часть 2 статьи 5 Закона предусматривает обязанность работника ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 и статьи 26 Закона предусмотрено, что в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя. а также вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что проведением специальной оценки условий труда занимаются не входящие в уголовно-исполнительную систему (далее ‒ УИС) организации, прошедшие аккредитацию, обладающие экспертными познаниями, специальным оборудованиям и удовлетворяющие иным требованиям, установленным статьей 19 Закона, пересмотр результатов экспертной оценки которых не отнесен к компетенции УИС.

? Проведение занятий по служебной подготовке в свободное от службы время.


В соответствии с пунктом 95 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169, служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в рабочее время.

Согласно пункту 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, также Трудового кодекса Российской Федерации, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу начальника учреждения или лица, исполняющего его обязанности, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций.


? Условия приема на обучение в образовательные учреждения ФСИН России.


Прием в образовательные учреждения ФСИН России осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» по результатам единого государственного экзамена (для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование и среднее профессиональное образование, полученное после 01.01.2009).

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, при приеме на службу выясняется состояние здоровья кандидата. Годность к службе (учебе) по состоянию здоровья кандидатов определяется военно-врачебной комиссией в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123.

В целях подготовки высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы функционируют ведомственные образовательные учреждения.

Дата последнего обновления: 20.05.2021 10:03
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе