Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
О практических мерах по дальнейшему совершенствованию системы
социально-бытового обеспечения и трудоустройства лиц, освободившихся из мест
лишения свободы
В
целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обеспечения и
трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, повышения
эффективности профилактических и иных мер по оказанию помощи указанным лицам, а
также реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным
направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, Кабинет
Министров постановляет:
1.
Утвердить «Дорожную карту» по совершенствованию системы реабилитации и
социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на 2018 — 2022
годы согласно приложению.
2.
Основными направлениями и задачами совершенствования системы социально-бытового
обеспечения и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы,
определить:
совершенствование
институциональных и организационно-правовых основ деятельности структур,
ответственных за социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения
свободы, четкое разграничение их задач, функций и полномочий;
социальную
адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе повышение
качества и уровня их жизни;
формирование
системы мониторинга состояния психологической и социальной адаптации лиц,
освободившихся из мест лишения свободы;
развитие
социального партнерства между государственными органами и институтами
гражданского общества в рамках проведения работ в сфере социальной адаптации и
реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
развитие
государственно-частного партнерства между государственными органами и
субъектами предпринимательства, предусмотрев широкое привлечение представителей
частного сектора с предоставлением им соответствующих льгот, в процесс
реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
подготовку,
прогнозирование и планирование деятельности по психологическому,
социально-бытовому обеспечению и трудоустройству лиц, освободившихся из мест
лишения свободы;
принятие
действенных мер по уменьшению количества рецидивных и повторных преступлений,
усиление эффективности ранней профилактики правонарушений.
3.
Создать на базе центров социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения
свободы и снятых с учета спецкомендатур, центры реабилитации и социальной
адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, (далее — центр) с
возложением на них следующих задач:
организация
и обеспечение социальной защиты лиц, освобожденных из мест лишения свободы,
первичное удовлетворение их базовых потребностей посредством выдачи в
установленном порядке разовых единовременных пособий для обеспечения одеждой,
питанием и платой за жилье;
содействие
в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий, получении помощи профильных
специалистов (психологов, медиков, юристов и т.д.) и направления при
необходимости на лечение, в дома престарелых и инвалидов;
оказание
помощи в реабилитации, решении жилищно-бытовых и иных социально-бытовых
проблем, получении льгот, предусмотренных законодательством.
Центры
совместно с специальными комиссиями при Совете
Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах по оказанию помощи в
социально-бытовой сфере и в устройстве на работу лицам, освободившихся из мест
лишения свободы, органами внутренних дел и самоуправления граждан разрабатывают
и утверждают индивидуальные программы социально-правовой помощи лицам,
освободившимся из учреждений исполнения наказания, а также ежемесячно изучают
исполнение индивидуальных программ предоставления социально-правовой помощи
данной категории лиц по решению суда, в том числе с выездом на места.
4.
Установить порядок, в соответствии с которым в учреждениях по исполнению
наказаний, начиная с 1 января 2019 года:
внедряется
единая комплексная система воспитательных работ, направленная на организацию
системного изучения и изменение сознания осужденных с целью их полноценной
ресоциализации;
разрабатываются
и утверждаются индивидуальные адресные программы по исправлению осужденных,
привитию им законопослушания, оказанию в помощи становлении в качестве социально
активного члена общества;
оказание
помощи осужденным в вопросах документирования (восстановление личных
документов, паспортизация), пенсионного страхования, оформления трудовых книжек
осуществляется до освобождения этих лиц из учреждений по исполнению наказания;
воспитательная
работа с осужденными проводится с учетом разделения осужденных на категории:
а)
сложно воспитываемые — с ними реализуются мероприятия по улучшению их
морального облика, побуждению в них раскаяния в совершенном преступлении и желание
придерживаться законопослушной образа жизни;
б)
вставшие на путь исправления — за ними закрепляются воспитатели с целью
привития навыков самостоятельного труда и развития социально активной жизненной
позиции;
в)
полностью исправившиеся — в отношении них проводятся мероприятия, направленные
на полноценую социализацию;
проведение
воспитательной работы осуществляется в три этапа:
а)
предварительное изучение осужденного на этапе поступления в учреждение по
исполнению наказания с определением его психологического портрета,
предрасположенности к исправлению;
б)
проведение мероприятий по изменению сознания осужденных, побуждение в них
чувства раскаяния в совершенном преступлении;
в)
организация профессионального обучения осужденных востребованным профессиям и
специальностям, выдача соответствующего документа по окончании обучения и
последующее трудоустройство;
изучение
качества ресоциализации осужденных лиц осуществляется в течение одного года
после его освобождения из учреждений по исполнению наказания.
5. Поддержать предложение Министерства внутренних дел и Союза молодежи
Узбекистана, а также Республиканского совета по координации деятельности
органов самоуправления граждан о возложении на комиссии по делам
несовершеннолетних, молодежи и спорта при сходе граждан задачи по осуществлению
действенных мер по реабилитации и трудоустройству несовершеннолетних лиц,
освободившихся из мест лишения свободы, в тесном сотрудничестве с первичными
организациями Союза молодежи Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана,
Центра содействия занятости населения, а также представителями районных
хокимиятов, образовательных учреждений и других.
6.
Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить:
в
трехмесячный срок разработку совместно с Министерством занятости и трудовых
отношений Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и
ведомствами и утвердить программу межведомственного сотрудничества между
органами внутренних дел, занятости и трудовых отношений, здравоохранения и
центрами;
на
базе учреждений по исполнению наказания, в том числе с привлечением
хозяйствующих субъектов, предусмотрев задействование возможностей государственно-частного
партнерства профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации осужденных по специальностям, востребованным на рынке труда, до их
освобождения, выдачей соответствующего документа о полученной специальности;
ежегодно до 1 июля представление органам государственной власти на
местах и по труду прогноз на предстоящей календарный год о количестве лиц,
освобождаемых из мест лишения свободы, с указанием их профессий и
специальностей.
7.
Министерствам и ведомствам в трехмесячный срок привести принятые ими
нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
8.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО
«Узбекистон темир йуллари»А.Ж. Раматова и министра
внутренних дел Республики Узбекистан П.Р. Бобожонова .
Премьер-министр
Республики Узбекистан А. АРИПОВ
г.
Ташкент,
17
июля 2018 г.,
№
543
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 17
июля 2018 года № 543
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
по
совершенствованию системы реабилитации и социальной адаптации лиц,
освобожденных из мест лишения свободы на 2018 — 2022 годы
№ |
Наименование мероприятий |
Механизм реализации |
Срок исполнения |
Ответственные |
I. Совершенствование правовых основ психологической и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||
1. |
Совершенствование деятельности специализированных структур, оказывающих содействие в ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде ограничения или лишения свободы. |
Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающего: утверждение Положения о центрах реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также штатнойчисленности и условий оплаты труда работников Центра; меры по обеспечению охвата в рамках деятельности центров реабилитации и социальной адаптации не только лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, но и ранее судимых безработных лиц; утверждение положения о специальных комиссиях по оказанию содействия ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде ограничения или лишения свободы, при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г.Ташкента, районов и городов; утверждение Программы мер по поэтапному оснащению центров социальной адаптации и укреплению их материально-технической базы на 2019 — 2022 годы; признание утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 апреля 1999 г., № 180 «Об утверждении положений о специальной комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов по оказанию помощи в социально-бытовой сфере и в устройстве на работу лицам, освобожденным из мест лишения свободы, комиссии примирения при общественных структурах «Махалла посбони» и органах самоуправления граждан» и распоряжения Кабинета Министров от 28 сентября 1993 г. № 357-ф. |
сентябрь |
МВД, Минюст, |
II. Совершенствование системы воспитания и подготовки осужденных лиц к социальной адаптации |
||||
2. |
Критический пересмотр проводимой воспитательной работы с лицами, содержащимися в учреждениях по исполнению наказания. |
1. Критический пересмотр и внедрение единой системы организации воспитательной работы с лицами, содержащимися в учреждениях по исполнению наказания, посредством: обязательного предварительного изучения лиц, поступающих в учреждения исполнения наказания, в инспекции по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, на предмет наличия у них склонности к совершению преступления и текущего психологического состояния; проведения целевых индивидуальных воспитательных мероприятий с каждым осужденным лицом, корректируемых по мере его исправления; изучения хода социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в течение одного года после освобождения. 2. Внедрение механизма, обеспечивающего адресность работы с осужденными лицами, с закреплением за ними специалистов, психологов, наставников из числа заключенных, а также представителей первичных организаций институтов гражданского общества. |
октябрь |
МВД, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
3. |
Совершенствование воспитательной работы с осужденными лицами, направленной на побуждению их к искреннему раскаянию в содеянном преступлении и психологическую подготовку к дальнейшей социальной адаптации. |
1. Пересмотр системы воспитательной работы с осужденными, реализуемой в три этапа: первый — предварительное изучение осужденного на этапе поступления в учреждение по исполнению наказания с целью определения его психологического портрета, склонности к исправлению; второй — проведение мероприятий по изменению сознания осужденных, пробуждению у них чувства раскаяния в совершенном преступлении; третий — обучение осужденного востребованным по месту его постоянного проживания специальностям и последующее трудоустройство. 2. Индивидуализация воспитательной работы, предусматривающая разделение осужденных на категории: сложно воспитуемые — с ними реализуются мероприятия по улучшению их морального облика, побуждению раскаянию в совершенном преступлении и осознанному выбору пути исправления, придерживаясь в дальнейшем законопослушного образа жизни; вставшие на путь исправления, за ними закрепляются воспитатели с целью привития навыков самостоятельного труда и развитию социально активной жизненной позиции; полностью исправившиеся — в отношении них проводятся мероприятия, направленные на полную ресоциализацию. 3. Разработка комплекса разъяснительно-пропагандистских мероприятий, направленных на формирование и развитие активного социально- политического мышления и осознаной жизненной позиции, пониманияважности общественных, морально-этических ценностей, привитие навыков самостоятельного труда. 4. Организация комплексных разъяснительных мероприятий, направленных на подготовку осужденных к освобождению, предусматривающих организацию их обучения востребованным специальностям и решение вопросов трудоустройства по месту постоянного жительства, оказание психологической помощи и содействие в получении необходимых документов для дальнейшей жизнедеятельности. |
ноябрь
постоянно постоянно |
МВД, заинтересованные министерства МВД, заинтересованные
министерства МВД, Минтруд, заинтересованные министерства |
4. |
Усиление работы по исправлению сложно воспитуемых осужденных лиц. |
1. Изучение всех осужденных лиц, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания, с целью составления индивидуальных психологических характеристик и определения категории сложно воспитуемых лиц. 2. Разработка индивидуальных планов работ со сложно воспитуемыми осужденными лицами, предусмотрев: еженедельное планирование мероприятий и воспитательной работы с корректированиеми при необходимости программы в соответствии с изменениями психологической характеристики осужденного; привлечение специалистов–психологов, правоведов и теологов к формированию социально приемлемого сознания у осужденных; закрепление сотрудников и наставников из числа искренне раскаявшихся осужденных с целью вовлечения сложно воспитуемых лиц к труду и иным общественным мероприятиям; проведение с активом общ�ственных советов совместной работы по содействию становлению сложно воспитываемых лиц в качестве равноправных и социально активных членов общества. 3. Создание при колониях по исполнению наказания общественных советов, содействующих воспитанию осужденных лиц и развитию у них активной жизненной позиции. |
декабрь январь
|
МВД, заинтересованные министерства |
5. |
Внедрение современных методов воспитания осужденных женщин с привлечением представителей институтов гражданского общества. |
1. Принятие Меморандума о взаимодействии Комитета женщин Узбекистана с учреждением исполнения наказания № 64/1 (Зангиатинский район), предусматривающего: создание первичной организации Комитета женщин в учреждении исполнения наказания № 64/1 (Зангиатинский район); проведение адресной работы с осужденными женщинами, направленной на побуждение их к чистосердечному раскаянию в совершенном преступлении и отказу от прежнего образа жизни; осуществление совместной работы администрации учреждения и представителей Комитета женщин по развитию у осужденных активной жизненной позиции и духовного мировоззрения, формированию у них стремления и навыков социально приемлемого морального поведения; оказание социально-бытовой, психологической, консультативной и иной помощи по месту постоянного (временного) проживания женщинам, освободившимся из мест лишения свободы. 2. Налаживание тесного взаимодействия Комитета женщин, его первичной организации в учреждении исполнения наказания № 64/1 (Зангиатинский район), а также специалиста по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях, предусмотрев внедрение механизмов наблюдения за социальной адаптацией женщин, освободившихся из учреждений по исполнению наказания. 3. Принятие мер по всесторонней поддержке осужденных, вставших на путь исправления, организации с ними психологической, общественно-политической и духовно-просветительской работы. |
декабрь |
МВД, Комитет женщин Узбекистана, заинтересованные министерства |
6. |
Привлечение Союза молодежи Узбекистана к работе по исправлению несовершеннолетних осужденных лиц. |
1. Заключение Меморандума о сотрудничестве Союза молодежи Узбекистана и воспитательной колонии по исполнению наказания (Зангиатинский район), с учетом: разработки механизма привлечения представителей Союза молодежи Узбекистана и родителей осужденных к воспитательной работе, направленной на побуждение несовершеннолетних нарушителей закона к раскаянию в содеянном преступлении; выработки комплексных программ по развитию социальной активной позиции и привитию чувства патриотизма воспитуемым несовершеннолетним лицам; закрепления наставников из числа активистов Союза моложени с целью оказания необходимой социально-бытовой, психологической, консультативной и другой помощи, направленной на приобретение специальности. 2. Разработка мер по формированию у воспитуемых чувства неприязни к насилию, иммунитета к вовлечению в деструктивные идеи и иные негативные социальные проявления. |
март |
МВД, Союз молодежи Узбекистана, заинтересованные министерства |
7. |
Критический пересмотр мер по поощрению осужденных лиц, вставших на путь исправления, привлеченных к участие в общественной работе с сложно воспитуемыми заключенными. |
1. Изучение действующих механизмов поощрения осужденных лиц и разработка предложений по внедрению системы поощрения осужденных лиц, вставших на путь исправления, привлеченных к участию в общественной работе с сложно воспитуемыми заключенными. 2. Разработка конкретных критериев оценки поведения осужденных лиц на предмет применения к ним мер поощрения, в т.ч. организации свидания с родственниками, материального стимулирования, предоставления права на дополнительные телефонные переговоры и др. 3. Внедрение практики перевода осужденных лиц, привлеченных к общественной работе с сложно воспитуемыми заключенными в колонии, по месту жительства при достижении положительных результатов в процессе наставления на путь исправления закрепленных за ними лиц. |
апрель 2019 г. май 2019 г. сентябрь 2019 г. |
МВД, заинтересованные министерства |
8. |
Организация работы по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы. |
Проведение комплекса совместно с представителями правоохранительных органов и общественностью мероприятий по подготовке осужденных лиц к освобождению из мест лишения свободы, предусматривающего проведение в период 2020 — 2022 годы: широкой разъяснительной работы по доведению норм законодательства, раскрывающих характер современных социальных отношений и иных важных общественно-политических вопросов, направленной на адаптации мировоззрения осужденного к современной реальности; курсов
по подготовке, переподготовке и повышению квалификации по |
декабрь 2019 г. |
МВД, Минюст, заинтересованные министерства |
III. Оказание лицам, освободившимся из мест лишения свободы помощи в их социально-бытовом обеспечения и трудоустройстве |
||||
9. |
Совершенствование системы трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы. |
Разработка программы мер, предусматривающей: ведение реестра лиц, освободившихся из мест лишения свободы; создание единой электронной базы данных по мониторингу занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы; формирование системы мониторинга за состоянием социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, решения проблем их трудоустройства и оказания им других видов социальной помощи; прогнозирование и планирование деятельности по социально-бытовому обеспечению и трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы; организацию работ по обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, востребованным специальностям, а также создание краткосрочных курсов по обучению указанных лиц определенным профессиям; принятие мер по привлечению лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к платным общественным, а также временным (сезонным) работам; создание механизма эффективного взаимодействия между государственными органами, институтами гражданского общества и субъектами предпринимательства по вопросам социальной адаптации, в том числе трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы; широкое привлечение общественности и частного сектора в процесс реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. |
январь |
Минтруд, МВД, Мининфоком, Минюст, заинтересованные министерства |
10. |
Дальнейшее развитие системы оказания помощи нуждающимся лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в вопросах обеспечения жильем. |
Разработка программы мер на 2020 — 2022 годы предусматривающей: определение нуждающихся в жилье из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание им помощи в соответствии с жилищным законодательством; организацию выделения дополнительных временных квартир для нуждающихся в жилье лиц, освободившихся из мест лишения свободы; совершенствование системы временной и постоянной прописки лиц, освободившихся из мест лишения свободы. |
февраль |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, |
11. |
Эффективная организация
медицинско- |
Разработка программы мер на 2020 — 2022 годы, предусматривающей: организацию медицинской и лабораторной проверки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, прежде всего больных инфекционными заболеваниями, в государственных учреждениях здравоохранения; организацию лечения больных венерическими заболеваниями лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в специализированных лечебных учреждениях и др. |
март |
Минздрав, МВД, Минюст, заинтересованные министерства |
Примечания.
1. Формы реализации мероприятий могут меняться, а
разрабатываемые нормативно-правовые акты и другие документы –объединяться,
исходя из предмета и сферы регулирования правовых отношений.
2. При объединении двух и более пунктов сроком исполнения
определяется наиболее поздний срок, установленный для объединяемых пунктов.